По оценке многих аудиторов вопроса, таких как MEMRB, в России показатель OOS традиционно выше, чем в странах Европы или, скажем, Северной Америки.
MEMRB RETAIL TRACKING SERVICES — одна из ведущих международных исследовательских компаний — аудиторов ритейла. Исследовала разные форматы торговых точек на предмет торговых запасов, категорий, цен, объемов продаж, OOS.
Российские торговые и закупочные компании в курсе проблемы. OOS подразумевает отсутствие товара в продаже. Для этого результата есть две причины:
— отсутствие товара в магазине OOS: не заказали; не дозаказали; заказали / не привезли; заказали / привезли не то; заказали / не довезли нужный объем;
— отсутствие товара на полке OSA (On Shelf Availability): товар есть, но не вынесен в торговый зал, остался на складах и в подсобках; товар неправильно введен в базу магазина/ сети, так как спутаны штрихкоды при приеме товара и внесено неправильное количество; результаты текущей инвентаризации ошибочны и утверждено неправильное количество.
Если в Европе показатель OOS достигает 8% от товарооборота, в компании говорят о катастрофе. В России он может доходить до 18% и даже выше. Агентство MMERB назвало средний российский процент 17,7% (в категории быстро оборачиваемых товаров). Учитывались товары, которые не попали в кассовые отчеты, то есть не продавались в течение дня.
Управленческая причина высокого процента OOS заключается в неэффективности управления ресурсами ритейла и производственно-дистрибьюторских компаний. У ритейловых компаний есть три ресурса:
1. Товар-деньги — вес ресурса 40%.
2. Время работы сотрудников управления и operation (магазины) — вес ресурса 40%.
3. Торговые и складские площади — вес ресурса 20%.
К примеру, если в матрице торговой сети 7–17 тыс. наименований товаров (SKU), то иллюзией будет сказать, что все товарные позиции будут обслужены без OOS. Это объективно управленчески невозможно, да и не нужно! (В майском номере журнала А. Калмыков подробно разъяснил систему приоритетов управления продажами на основе своей методики рейтингового анализа продаж.)