Утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274 н федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» [1] вводит в бухгалтерский учет организаций государственного сектора (в том числе организаций здравоохранения) определение оценочных значений и правила отражения изменений таких значений в учете и отчетности. Исследуем данные вопросы более подробно.
В таблице 1 представлены определение и примеры оценочных значений, предусмотренные вышеназванным федеральным стандартом.
Как видно из таблицы 1, к оценочным обязательствам, согласно федеральному стандарту, относятся в том числе величины оценочных резервов. Вместе с тем в данном документе отсутствует определение оценочных резервов и не приводятся их примеры. В результате на практике может быть не ясно, какие именно объекты должны относиться к таким резервам. Отметим, что в МСФО ОС 3 [16], с учетом регламентаций которого был разработан вышеназванный российский федеральный стандарт, термин «оценочные резервы» не применяется. Анализ современных нормативных документов по бухгалтерскому учету позволяет сделать вывод о том, что указанный термин используется в отечественном ПБУ 21/2008, предназначенном для организаций негосударственного сектора.
В данном документе [8] в состав оценочных резервов включаются резервы по сомнительным долгам, резервы под снижение стоимости материально-производственных запасов и другие резервы. Полагаем, что такое же содержание понятия «оценочные резервы» предполагается и вышеназванным федеральным стандартом.
При этом обратим внимание на то, что счета для учета перечисленных примеров оценочных резервов в планах счетов организаций госсектора [4–7] пока отсутствуют. Вместе с тем подготовленные на сегодняшний день проекты новых федеральных бухгалтерских стандартов госсектора [16] предполагают применение вышеперечисленных разновидностей резервов.
Так, например, проект федерального стандарта «Запасы» предусматривает использование резерва под снижение стоимости материальных запасов. А проект федерального стандарта «Финансовые инструменты» вводит в учет резерв по сомнительной дебиторской задолженности. Таким образом, относимые к оценочным значениям величины оценочных резервов в ближайшее время, очевидно, появятся в бухгалтерском учете организаций государственного сектора.