По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.16

Оценочные значения в бухгалтерском учете и отчетности организаций государственного сектора

Дружиловская Эмилия Сергеевна канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 603081, Нижний Новгород, ул. Сурикова, д. 14 а, кв. 8. E-mail: druzhilovskaya@yandex.ru

С 1 января 2019 года вступает в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета организаций государственного сектора (в том числе организаций здравоохранения) «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Данный документ содержит новые правила работы бухгалтеров вышеназванных организаций с оценочными значениями. Указанные правила проанализированы в настоящей статье.

Литература:

1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки: Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.

2. Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах: Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утв. приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н.

3. Основные средства: Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н.

4. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

5. Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению: приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н.

6. Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

7. Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

8. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008): приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

9. О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории РФ и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Минфина России: приказ Минфина России от 28.12.2015 № 217н.

10. Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н. Методика формирования учетной политики на основе профессионального суждения бухгалтера // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 24. — С. 2–15.

11. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Реформирование российского бухгалтерского учета организаций государственного сектора при переходе на новые учетные стандарты // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2015. — № 4 (40). — С. 18–26.

12. Дружиловская Э.С. Оценка финансовых инструментов в российском и международном бухгалтерском учете // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 47 (341). — С. 26–41.

13. Казакова Н.А., Федченко Е.А., Маматов Б.С. Методика комплексной оценки эффективности деятельности государственных учреждений // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). — 2013. — № 11–12. — С. 31–38.

14. Казакова Н.А., Федченко Е.А., Черепанова Л.А. Проблемы релевантности оценки финансовой устойчивости агробизнеса при переходе на МСФО // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 30. — С. 2–9.

15. Федченко Е.А. Оценка и контроль эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений: Монография. — М., 2016. — Сер. Научная мысль. — 348 с.

16. Проекты федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Международные стандарты финансовой отчетности для организаций государственного сектора. — URL: https://www.minfi n.ru/ru/perfomance/ budget/bu_gs/sfo/.

Утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274 н федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» [1] вводит в бухгалтерский учет организаций государственного сектора (в том числе организаций здравоохранения) определение оценочных значений и правила отражения изменений таких значений в учете и отчетности. Исследуем данные вопросы более подробно.

В таблице 1 представлены определение и примеры оценочных значений, предусмотренные вышеназванным федеральным стандартом.

Как видно из таблицы 1, к оценочным обязательствам, согласно федеральному стандарту, относятся в том числе величины оценочных резервов. Вместе с тем в данном документе отсутствует определение оценочных резервов и не приводятся их примеры. В результате на практике может быть не ясно, какие именно объекты должны относиться к таким резервам. Отметим, что в МСФО ОС 3 [16], с учетом регламентаций которого был разработан вышеназванный российский федеральный стандарт, термин «оценочные резервы» не применяется. Анализ современных нормативных документов по бухгалтерскому учету позволяет сделать вывод о том, что указанный термин используется в отечественном ПБУ 21/2008, предназначенном для организаций негосударственного сектора.

В данном документе [8] в состав оценочных резервов включаются резервы по сомнительным долгам, резервы под снижение стоимости материально-производственных запасов и другие резервы. Полагаем, что такое же содержание понятия «оценочные резервы» предполагается и вышеназванным федеральным стандартом.

При этом обратим внимание на то, что счета для учета перечисленных примеров оценочных резервов в планах счетов организаций госсектора [4–7] пока отсутствуют. Вместе с тем подготовленные на сегодняшний день проекты новых федеральных бухгалтерских стандартов госсектора [16] предполагают применение вышеперечисленных разновидностей резервов.

Так, например, проект федерального стандарта «Запасы» предусматривает использование резерва под снижение стоимости материальных запасов. А проект федерального стандарта «Финансовые инструменты» вводит в учет резерв по сомнительной дебиторской задолженности. Таким образом, относимые к оценочным значениям величины оценочных резервов в ближайшее время, очевидно, появятся в бухгалтерском учете организаций государственного сектора.

Для Цитирования:
Дружиловская Эмилия Сергеевна, Оценочные значения в бухгалтерском учете и отчетности организаций государственного сектора. Бухучет в здравоохранении. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: