По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.16

Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в новом федеральном стандарте организаций государственного сектора

Дружиловская Эмилия Сергеевна канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 603081, Нижний Новгород, ул. Сурикова, д. 14 А, кв. 8. E-mail: druzhilovskaya@yandex.ru

30 мая 2018 года Минфин России утвердил федеральный стандарт бухгалтерского учета организаций государственного сектора (в том числе организаций здравоохранения) «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах». Указанный стандарт содержит новые требования к учету вышеназванными организациями оценочных обязательств (резервов), условных обязательств и условных активов. Исследованию данных требований и посвящена настоящая статья.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 13.12.2010 № 167н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы” (ПБУ 8/2010)».

2. Международные стандарты финансовой отчетности для организаций государственного сектора. — URL: https://www.minfi n.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/.

3. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утв. приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н.

4. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Реформирование российского бухгалтерского учета организаций государственного сектора при переходе на новые учетные стандарты // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2015. — № 4 (40). — С. 18–26.

5. Дружиловская Э.С. Оценка финансовых инструментов в российском и международном бухгалтерском учете // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 47 (341). — С. 26–41.

6. Дружиловская Э.С. Современные проблемы бухгалтерского учета с точки зрения аналитиков // Международный бухгалтерский учет. — 2015. — № 10 (352). — С. 54–64.

7. Казакова Н.А., Федченко Е.А., Белякова Е.И. Control issues and improve budget effi ciency by improving value-added tax / В сб.: Синергия учета, анализа и аудита — основа эффективного управления мировой экономикой. Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов. — М., 2014. — С. 14–18.

8. Федченко Е.А. Оценка и контроль эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений: Монография. — М., 2016. — Сер. Научная мысль. — 348 с.

9. Федченко Е.А. Списание задолженности: безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2012. — № 5 (293). — С. 11–16.

10. List of IFRS Standards. — URL: https://www.ifrs.org/issued-standards/list-of-standards/.

С 1 января 2020 года вступает в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» [3], устанавливающий важные для организаций государственного сектора (в том числе организаций здравоохранения) правила учета перечисленных объектов. Исследуя данные правила, в первую очередь обратим внимание на используемую в стандарте терминологию. Следует отметить, что для обозначения обязательств с ненаступившим сроком исполнения и неопределенным временем такого исполнения в указанном федеральном стандарте применяется термин «резервы». Вместе с тем для обозначения аналогичных обязательств организаций негосударственного сектора в ПБУ 8/2010 [1] используется термин «оценочные обязательства». Анализ разрабатываемых федеральных стандартов для организаций государственного сектора позволяет выявить тенденцию на сближение учетных правил для указанных организаций с регламентациями по бухгалтерскому учету негосударственного сектора. В связи с этим полагаем, что в будущем при совершенствовании вышеназванного стандарта госсектора термин «резервы» в нем может быть заменен на термин «оценочные обязательства». Отметим также, что применение последнего термина позволит избежать разночтений при трактовке указанного учетного объекта, связанных с тем, что под резервами отечественными специалистами нередко понимаются не обязательства, а запасы. Исходя из сказанного в настоящей статье вместо термина «резервы» будем использовать термин «оценочные обязательства».

Перейдем к определениям, содержащимся в вышеназванном федеральном стандарте. Указанные определения систематизированы в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, в вышеназванном федеральном стандарте представлена достаточно детальная трактовка оценочных обязательств. При этом в данном документе напрямую не даются определения условных обязательств и условных активов. Вместе с тем анализ регламентаций указанного документа позволяет выявить следующие трактовки перечисленных объектов, предусмотренные федеральным стандартом (табл. 2).

Для Цитирования:
Дружиловская Эмилия Сергеевна, Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в новом федеральном стандарте организаций государственного сектора. Бухучет в здравоохранении. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: