Оценочное собеседование является одним из наиболее часто употребляемых методов оценки персонала, а результаты его применения используются при принятии кадровых решений, касающихся:
• найма персонала;
• планирования карьеры;
• ротации кадров;
• формирования кадрового резерва;
• увольнения работников.
Цели и направленность проведения оценочного собеседования определенным образом влияют на процедуры его проведения. В основном это проявляется в тех акцентах, на которые делается упор в процессе проведения оценочного собеседования. Автору представляется целесообразным сосредоточить свое внимание на специфике проведения оценочных собеседований в рамках реализации различных элементов кадровой политики, выделив при этом процедуру формирования кадрового резерва.
В экономической литературе представлен достаточно широкий диапазон мнений по теоретическим и практическим проблемам, возникающим при подготовке и проведении оценочного собеседования. Неоднозначность, а часто и разнонаправленность суждений о путях преодоления этих проблем свидетельствует о том, что несмотря на кажущуюся простоту и богатый опыт использования оценочных собеседований, технология их проведения нуждается в осмыслении и совершенствовании.
В том случае, когда оценочное собеседование выступает в качестве инструмента, обеспечивающего формирование резерва кадров, оно должно, по мнению автора, обеспечить решение следующих задач:
• выявление роли и места должностного продвижения в системе жизненных ценностей работника;
• определение степени соответствия норм и поведенческих установок, устанавливаемых корпоративной культурой организации, нормам и поведенческим установкам работника;
• установление уровня готовности работника к изменениям в сфере профессиональной деятельности (иными словами — уровня гибкости в сфере труда и занятости).
Системный подход к реализации управленческих процедур предполагает взаимосвязь между целью, задачами и методами их осуществления. В качестве методов оценочного собеседования в российской экономической литературе традиционно рассматривают: «расскажи — и — послушай», «решение проблемы» (рис. 1).