Качество подготовки врачей в студенческие годы напрямую влияет на их профессиональные навыки и способности в области диагностики и лечения заболеваний, в частности бронхиальной астмы (БА). Эффективная проверка и оценка усвоения образовательных программ играют ключевую роль в раннем выявлении и контроле терапии пациентов с данным заболеванием [1–3].
Несмотря на значительные достижения в диагностике и разработке множества клинических рекомендаций по лечению бронхиальной астмы, проблема остается актуальной. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2019 году число больных астмой составило 262 млн человек и было зарегистрировано 455 000 случаев смерти от этой болезни [4]. Одной из причин высокой смертности является высокая частота случаев самолечения среди пациентов, также существует сложность в постановке диагноза и степени тяжести БА при первичном обращении пациента и, как следствие, затрудняет подбор терапии; при этом, утяжеляют течение бронхиальной астмы сопутствующие заболевания, например хроническая обструктивная болезнь легких [5]. Невыполнение пациентами рекомендаций врачей, а также недостаточная информированность о факторах риска и необходимых действиях в случае возникновения неотложных состояний значительно увеличивают риск смертельных исходов [6–8]. Таким образом, подготовка высококвалифицированных медицинских кадров является первоочередной задачей для системы образования в России.
Цель работы: оценить и сравнить уровень знаний студентов 4-го и 6-го курсов (специальности «лечебное дело») медицинского вуза в вопросах этиологии, диагностики, и терапии бронхиальной астмы при помощи метода анонимного анкетирования.
Анкетирование проведено в рамках проекта ASSA [1–3], исследования по оценке знаний студентов в области БА (полное название проекта — «Assessment of senior medical students in the field of bronchial asthma») в 2023–2024 учебном году в Марийском государственном университете города Йошкар-Олы.
Все студенты прошли обучение по стандартным образовательным программам. Необходимо отдельно подчеркнуть, что данная методика оценки знаний относительна, разработана исключительно для настоящего исследования и не может полноценно отражать общий уровень качества образования в вузе.