В нынешних условиях удорожания энергетических и материальных ресурсов, старения локомотивного парка решение вопросов обеспечения безопасности движения на железной дороге, повышения надежности локомотивов и качества их ремонта вынуждает искать новые подходы к системам их технического содержания.
Применяемая в настоящее время планово-предупредительная система содержания локомотивов сложилась до широкого развития теории, методов и средств технической диагностики. Она предусматривает строгое соблюдение регламентированной периодичности технических обслуживаний и ремонтов (ТОР), объемов проводимых работ.
По причине различных значений наработки на отказ агрегатов и узлов локомотивов определяется соответствующий ряд узлов, «лимитирующий» периодичность каждого вида ТОР. Для остальных узлов сроки постановки на ТОР не соответствуют их ресурсу.
Анализ исследований и публикаций. Эксплуатация локомотивов в различных условиях, отличающихся по сети железных дорог, вызывает влияние на локомотивы большого числа факторов, многие из которых по-разному проявляются в конкретных условиях. А зачастую носят случайный характер. Это приводит к тому, что ресурс даже одноименных агрегатов и узлов локомотивов может существенно отличаться в зависимости от условий эксплуатации. Такая ситуация становится причиной неплановых ремонтов в одних условиях и постановки на плановый ремонт локомотивов с недоиспользованным ресурсом агрегатов и узлов [1, 2].
Наиболее логичным выходом из сложившейся ситуации видится применение систем содержания, базирующихся на оценке фактического технического состояния узлов и агрегатов. На практике осуществление такого подхода усложнено по причине необходимости внедрения большого количества диагностических средств, затрат на системы обработки и хранения информации, персонал.
В связи с этим наиболее перспективными являются подходы, практикующие дифференцируемый подход в содержании различных узлов и агрегатов (стратегия, ориентированная на надежность (Reliability Centered Maintenance – RCM) [3, 4].