По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.4.083

Оценка значимости отказов узлов тепловозов на основе теории рисков

Ю. Н. Дацун канд. техн. наук, Украинский государственный университет железнодорожного транспорта, Украина, г. Харьков, пл. Фейербаха, д. 7

Переход к техническому обслуживанию локомотивов, ориентированному на надежность, базируется на оценке рисков отказов их оборудования, частоты их возникновения, возможности обнаружения. На сегодняшний день не существует четкой классификации оборудования локомотивов с точки зрения влияния их отказов на безопасность. В работе проводится группирование оборудования локомотивов по этому критерию. Сравниваются различные способы оценки рисков отказов оборудования локомотивов. На основе экспериментальных данных и данных экспертного оценивания строятся матрицы критичности отказов оборудования локомотивов.

Литература:

1. Рекомендации по рациональной организации использования диагностики локомотивов в системе их технического содержания: Р688: утв. совещанием Комиссии ОСЖД по инфраструктуре и подвижному составу

2. 03.11.08: ввод в действие с 06.11.08. – Варшава: Комитет ОСЖД, 2008. – 11 с.

3. Методы оценки жизненного цикла тягового подвижного состава железных дорог: монография / Э.Д. Тартаковский, С.Г. Грищенко и др. – Луганск: Изд-во «Ноулидж», 2011. – 174 с.

4. Осяев А.Т. Организационно-технические аспекты оптимизации системы технического обслуживания и ремонта локомотивов / А.Т. Осяев, М.Ф. Капустьян, С.Г. Шантаренко // Технологическое обеспечение ремонта и повышение динамических качеств железнодорожного подвижного состава: материалы Всероссийской научно-технической конференции с международным участием. – Омск, 2011. – С. 15–29.

5. Пузир В.Г. Застосування сучасних стратегій при удосконаленні системи технічного обслуговування і ремонту локомотивів / В.Г. Пузир, Ю.М. Дацун // Збірник наукових праць Української державної академії залізничного транспорту. – 2014. – № 149. – С. 75–80.

6. Nowlan F.S. Reliability-centered Maintenance / F.S. Nowlan, H.F. Heap. – San Francisco: Dolby Access Press, 1978. – 466 p.

7. Методика проведения аудита системы менеджмента качества изготовителей локомотивов: Стандарт ОАО «РЖД» 1.05.514.4-2008. Введ. 2010-01-01. – М.: ЦТА ОАО «РЖД», 2008. – IV. – 167 с.

8. Дацун Ю.М. Дослідження відмов колісних пар тепловозів в експ- луатації із застосуванням fmea-методології / Ю.М. Дацун, А.І. Філатов // Збірник наукових праць Української державної академії залізничного транспорту. – 2014. – № 147. – С. 87–91.

9. Пономарев С.В. Подходы к оценке рисков в менеджменте качества / С.В. Пономарев, И.Н. Исаева // Вопросы современной науки и практики. – 2008. – № 4 (14). – С. 15–19.

В нынешних условиях удорожания энергетических и материальных ресурсов, старения локомотивного парка решение вопросов обеспечения безопасности движения на железной дороге, повышения надежности локомотивов и качества их ремонта вынуждает искать новые подходы к системам их технического содержания.

Применяемая в настоящее время планово-предупредительная система содержания локомотивов сложилась до широкого развития теории, методов и средств технической диагностики. Она предусматривает строгое соблюдение регламентированной периодичности технических обслуживаний и ремонтов (ТОР), объемов проводимых работ.

По причине различных значений наработки на отказ агрегатов и узлов локомотивов определяется соответствующий ряд узлов, «лимитирующий» периодичность каждого вида ТОР. Для остальных узлов сроки постановки на ТОР не соответствуют их ресурсу.

Анализ исследований и публикаций. Эксплуатация локомотивов в различных условиях, отличающихся по сети железных дорог, вызывает влияние на локомотивы большого числа факторов, многие из которых по-разному проявляются в конкретных условиях. А зачастую носят случайный характер. Это приводит к тому, что ресурс даже одноименных агрегатов и узлов локомотивов может существенно отличаться в зависимости от условий эксплуатации. Такая ситуация становится причиной неплановых ремонтов в одних условиях и постановки на плановый ремонт локомотивов с недоиспользованным ресурсом агрегатов и узлов [1, 2].

Наиболее логичным выходом из сложившейся ситуации видится применение систем содержания, базирующихся на оценке фактического технического состояния узлов и агрегатов. На практике осуществление такого подхода усложнено по причине необходимости внедрения большого количества диагностических средств, затрат на системы обработки и хранения информации, персонал.

В связи с этим наиболее перспективными являются подходы, практикующие дифференцируемый подход в содержании различных узлов и агрегатов (стратегия, ориентированная на надежность (Reliability Centered Maintenance – RCM) [3, 4].

Для Цитирования:
Ю. Н. Дацун, Оценка значимости отказов узлов тепловозов на основе теории рисков. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: