По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Оценка влияния размещения объектов аэродромной инфраструктуры на использование смежных земельных участков

Буянин А. И. аспирант кафедры землеустройства, Государственный университет по землеустройству, ведущий специалист ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», г. Москва E‑mail: buyanin@agaa.ru

В статье рассмотрены недостатки землепользования, вызванные сложившимся подходом к размещению объектов аэродромной инфраструктуры в аэропортах Южного и Северо-Кавказского регионов России. Рассчитаны потери на холостые повороты и заезды сельскохозяйственной техники при обработке смежных с аэродромом земель, а также ежегодные потери сельскохозяйственной продукции в связи с образованием остаточных треугольников. Рассмотрены случаи временного отвода земель для строительства и эксплуатации линейных объектов аэродромной инфраструктуры и определена стоимость установления сервитутов.

Литература:

1. Российская Федерация. Законы. Воздушный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 19.03.1997 № 60‑ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант плюс».

2. СН 456–73 «Сборник норм отвода земель для линейных сооружений» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/901707912.

3. Буянин А.И., Чепурин Е.М. Кадастровый аспект формирования земельных участков гражданских аэропортов (на материалах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов) // GEO SCIENCE. — 2015. — № 4. — С. 36–41 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://geo-science.ru/

4. Буянин А.И., Чепурин Е.М. Недостатки землепользования аэропортов гражданской авиации (на материалах аэропортов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов Российской Федерации) // Lucrări ştiinţifice: [în vol.] / Univ. Agrară de Stat din Moldova; red.‑şef: Gh. Cimpoieş. — Chişinău: UASM, 2016. — ISBN. Vol. 46: Cadastru şi drept. — 2016. — рр. 66–68.

5. Буянин А.И. Факторы рационального землепользования на приаэродромной территории // Материалы VIII Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Научное обеспечение развития сельских территорий» — 2015. — С. 13–20.

6. Энциклопедия кадастрового инженера: учеб. пособие / Под общ. ред. М.И. Петрушиной, А.Г. Овчинниковой. Коллектив авторов: Петрушина М.И., Овчинникова А.Г., Кислов В.С., Спиренков В.А., Волков С.Н., Вершинин В.В., Гаврилова Л.А., Денисов В.А., Елисеев О.Н., Калинин Н.И., Кафтан В.И., Коршунов А.А., Красотина Н.А., Красотина О.И., Лимонов А.Н., Литвинцев К.А., Малова Н.Б., Маляр А.Д., Маляр Е.А., Мирошниченко С.Г. и др. — Вып. 2. — М.: Кадастр недвижимости, 2015. — 704 с.

Земля является необходимым материальным условием любого вида производства. Производство сельскохозяйственной продукции, основными показателями которого являются валовый сбор продукции и чистый доход от ее реализации, во многом зависит от качества почвы, определяемого уровнем почвенного плодородия, выполнения комплекса агротехнических мероприятий с учетом технологий возделывания сельскохозяйственных культур, а также от естественных биологических процессов и условий окружающей природной среды. Вместе с тем в промышленной сфере земля в первую очередь является незаменимым территориальным базисом для размещения производственных зданий и сооружений.

Приаэродромная территория относится к зонам с особыми условиями использования территории. Реализация мероприятий по строительству и реконструкции аэропортов федерального значения, осуществляемая на приаэродромной территории, оказывает прямое воздействие на состояние и характер использования смежных земель, в первую очередь земель сельскохозяйственного назначения. В Южном и Северо-Кавказском федеральных округах (далее — ЮФО, СКФО) доля таких земель составляет около 86 % от общей площади приаэродромных земель. Вместе с тем сельскохозяйственная деятельность на сопредельной с аэродромом территории так же, как и различные факторы окружающей среды, может негативно повлиять на функционирование аэропорта, в том числе в части нарушения требований транспортной безопасности [5].

В чем же заключается негативное воздействие на использование смежных с аэродромом земель?

При проектировании объектов аэродромной инфраструктуры аэропортов, как правило, рассматривают несколько вариантов их размещения как на существующей территории аэродрома, свободной от застройки, так и за ее пределами (в этом случае возникает необходимость в образовании, изъятии и предоставлении земельных участков). Выбор наилучшего варианта осуществляется по критерию минимума затрат на строительство/реконструкцию объектов и возмещение денежных средств собственнику за изымаемый земельный участок. При этом в настоящее время проектными организациями не учитываются возможные последствия такого выбора, что может приводить к неэффективному использованию земель, уменьшению их кадастровой стоимости и образованию недостатков землепользования:

Для Цитирования:
Буянин А. И., Оценка влияния размещения объектов аэродромной инфраструктуры на использование смежных земельных участков. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: