Рак лёгкого занимает лидирующую позицию среди всех онкологических заболеваний и является основной причиной смертности от онкологических заболеваний во всём мире. Согласно данным за 2022 год, было зарегистрировано около 2,5 млн новых случаев рака лёгкого и 1,8 млн смертей, связанных с раком легкого [1, 2]. Среди всех типов рака лёгкого наибольшую долю занимает немелкоклеточный рак лёгкого (НМРЛ), составляя около 80–85 % всех случаев [2].
Немелкоклеточный рак лёгкого характеризуется гетерогенностью биологических подтипов и молекулярных профилей. У пациентов с отсутствием активирующих мутаций в гене EGFR, транслокации ALK или ROS1 основным методом системной терапии на поздних стадиях является иммунотерапия ингибиторами контрольных точек PD-1/PD–L1, такими как пембролизумаб, ниволумаб, атезолизумаб. Применение этих препаратов позволило существенно повысить общую выживаемость и улучшить качество жизни пациентов [3, 4, 5].
Пандемия COVID-19 добавила значительные сложности в лечение пациентов с НМРЛ. Пациенты, перенёсшие тяжёлую форму COVID-19, сталкиваются с длительными последствиями инфекции, такими как одышка, слабость, утомляемость, что может негативно сказаться на эффективности и переносимости противоопухолевой терапии [6]. Тяжёлое течение инфекции SARS-CoV-2 сопровождается цитокиновым штормом и последующим истощением иммунной системы, что особенно важно для пациентов, проходящих иммунотерапию.
Для улучшения переносимости лечения и повышения качества жизни таких широко применяются различные методы физиолечения [6, 7], в частности у пациентов с COVID-19 также активно внедряются программы комплексной реабилитации. Они включают нутритивную поддержку, лечебную физкультуру и дыхательную гимнастику, физиотерапию и применение минеральных лечебных вод, что способствует восстановлению физического состояния и иммунной функции [8–19]. Такие подходы направлены на снижение частоты нежелательных явлений во время терапии, улучшение общего состояния пациента и повышение переносимости иммунотерапии.