По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Оценка уровня готовности педагогических работников к реализации дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения

Р.Е. Булат д-р пед. наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии экстремальных ситуаций, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
Х.С. Байчорова старший преподаватель кафедры русского языка, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева
А.Ю. Лебедев канд. техн. наук, заместитель начальника института — начальник организационно-методического отдела, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
Н.А. Никитин преподаватель-методист отделения информатизации учебного процесса отдела технологий открытого образования, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
А.В. Поборчий заместитель начальника организационно-методического отдела — начальник отделения методического обеспечения учебного процесса, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России

Констатирующий эксперимент, проведенный авторами методами наблюдения, опроса, контентанализа с применением методов математической статистики, был направлен на изучение уровня готовности педагогических работников и их потенциала к развитию в области информационно-коммуникационных технологий с целью сохранения и повышения качества профессиональной подготовки при применении дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения. В результате авторами установлено, что наличие документа о повышении квалификации в области использования электронной информационно-образовательной среды образовательной организации не является гарантией готовности педагогов к реализации дистанционных образовательных технологий. Дополнительная образовательная программа повышения квалификации нуждается в переносе направленности с изучения электронной информационно-образовательной среды в целом (портфолио, учебные журналы, промежуточные аттестации и т.д.), на освоение возможностей электронной информационно-образовательной среды при проведении вебинаров.

Литература:

1. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10.

2. Akins D.E., Brown J.S., & Hammond A.L. A Review of the Open Educational Resources (OER) Movement: Achievements, Challenges, and New Opportunities. 2007. URL: https:// hewlett.org/wp-content/uploads/2016/08/ ReviewoftheOERMovement.pdf.

3. Булат Р.Е., Байчорова Х.С., Лебедев А.Ю., Никитин Н.А., Поборчий А.В. Психологопедагогические аспекты экстренного перехода обучающихся очной формы обучения на дистанционный формат подготовки и проведения государственных аттестационных испытаний // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 10.

4. Булат Р.Е., Лебедев А.Ю., Никитин Н.А., Байчорова Х.С. Психолого-педагогические ресурсы повышения готовности обучающихся к образовательному процессу в условиях электронной информационно-образовательной среды // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2020. № 3.

5. Vest C.M. Open Content and the Emerging Global Meta-University // EDUCAUSE Review. 2006. Vol. 41. No. 3.

6. Интервью министра науки и высшего образования России — о дистанционном образовании, увеличении бюджетных мест в вузах, сессиях онлайн, иностранных студентах, поддержке ВУЗов: Комсомольская правда, 2020. URL: https://radiokp.ru/podcast/roditelskiyvopros/174273.

7. Lahcen R. Ait M., Mohapatra R., Chen B. Prioritizing Strategies for a Better Transition to Remote Instruction // Teaching & Learning. 2020. URL: https://er.educause.edu/articles/2020/11/prioritizing-strategies-for-abetter-transition-to-remoteinstruction.

8. Минаев А.И., Исаева О.Н., Кирьянова Е.А., Горнов В.А. Особенности организации деятельности вуза в условиях пандемии // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=29858.

9. Nyquist J.G., Jubran R. How Learning Works: seven research-based principles for smart teaching // The Journal of Chiropractic Education, 2012. Vol. 26 (2).

10. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. Москва: 2020. 744 с. ISBN 978-5-85006-256-9. URL: https:// mgimo.ru/upload/2020/10/COVID.pdf.

11. Официальный сайт Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. URL: https://www.igps.ru.

12. Palmer Parker J. The Courage to Teach: Exploring the Inner Landscape of a Teacher’s Life // Journal of Applied Learning & Teaching. 2018. Vol 1. No 2.

13. Raes A., Vanneste P., Pieters M., Windey I., Van den Noortgate W. & Depaepe F. (2019). Learning and instruction in the hybrid virtual classroom: An investigation of students’ engagement and the effect of quizzes // Computers & Education. 143. 103682.

14. Современная образовательная платформа «Открытое образование». URL: https://openedu.ru/.

15. Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/lesson_stress_test.pdf.

16. Шмурыгина О.В. Образовательный процесс в условиях пандемии // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2.

17. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии [Авт. коллектив: А.В. Клягин и др.]. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. (Современная аналитика образования. № 6 (36). URL: https://ioe.hse.ru/ data/2020/05/26/1551527214/САО%20 6(36)_электронный.pdf.

18. Wiggins G. Giving Students a Voice: The Power of Feedback to Improve Teaching // Educational Horizons. 2011. Vol. 89. No. 3.

19. Zydney J.M., McKimmy P.B., Lindberg R., & Schmidt M. Here or There Instruction: Lessons Learned in Implementing Innovative Approaches to Blended Synchronous Learning // TechTrends. 2019. Vol. 63. No. 2.

Принятие решения о том, что «вся система высшего образования по сути должна уйти на новый формат обучения» стало трудным решением для Министерства науки и высшего образования и актуализировала роль руководства университетов, которое действовало сообразно ситуации в той нормативной и смысловой рамке, которую задавало государство и оперативно корректировало министерство [6].

Кроме того, ограничительные меры стали внеплановой проверкой готовности педагогов к экстренному переходу на дистанционные образовательные технологии (далее — ДОТ) в очной форме обучения. Так, например, Министром науки и высшего образования было образно отмечено, что пандемия для высшего образования — это как рентген для человека: «систему просветили и стало понятно, где слабые места» [6].

Согласно выводам доклада «Уроки «Стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее» в целом в системе высшего образования удалось создать условия, обеспечивающие возможность проведения занятий для большинства студентов в дистанционном формате. Однако к началу периода работы «на удаленке» большинство вузов не имели инфраструктуры для разворачивания полноценного дистанционного обучения, а каждый десятый вуз не имел даже базовой инфраструктуры для обеспечения дистанционного взаимодействия [10, 15, 17].

Одним из показателей способности образовательных организаций к реализации ДОТ в очной форме обучения стало сохранение количества проведенных занятий в режиме онлайн видеосвязи. [15, 17]. Анализ отечественного и зарубежного опытов организации и проведения таких занятий показал, что повсеместное использование цифровых технологий потребовало дополнительных компетенций управленцев, педагогов, обучающихся, а также эффективных технологических решений, особой организации образовательного процесса [1, 2, 5, 10, 13, 18].

Вместе с тем перевод всех видов учебных занятий в удаленный режим в процессе действующего семестра стал экстремальной ситуацией для большинства педагогических работников и потребовал перестройки материально-технической, методической, социально-психологической, педагогической и других составляющих их профессиональной деятельности [7, 8, 9, 10, 12]. Для того чтобы справиться с задачей экстренной мобилизации к работе в новых условиях, педагогами были задействованы сверхнормативные ресурсы времени, приложены дополнительные усилия, израсходованы незапланированные финансовые средства и т.д. [10, 13, 19].

Для Цитирования:
Р.Е. Булат, Х.С. Байчорова, А.Ю. Лебедев, Н.А. Никитин, А.В. Поборчий, Оценка уровня готовности педагогических работников к реализации дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения. Юрист ВУЗа. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: