Принятие решения о том, что «вся система высшего образования по сути должна уйти на новый формат обучения» стало трудным решением для Министерства науки и высшего образования и актуализировала роль руководства университетов, которое действовало сообразно ситуации в той нормативной и смысловой рамке, которую задавало государство и оперативно корректировало министерство [6].
Кроме того, ограничительные меры стали внеплановой проверкой готовности педагогов к экстренному переходу на дистанционные образовательные технологии (далее — ДОТ) в очной форме обучения. Так, например, Министром науки и высшего образования было образно отмечено, что пандемия для высшего образования — это как рентген для человека: «систему просветили и стало понятно, где слабые места» [6].
Согласно выводам доклада «Уроки «Стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее» в целом в системе высшего образования удалось создать условия, обеспечивающие возможность проведения занятий для большинства студентов в дистанционном формате. Однако к началу периода работы «на удаленке» большинство вузов не имели инфраструктуры для разворачивания полноценного дистанционного обучения, а каждый десятый вуз не имел даже базовой инфраструктуры для обеспечения дистанционного взаимодействия [10, 15, 17].
Одним из показателей способности образовательных организаций к реализации ДОТ в очной форме обучения стало сохранение количества проведенных занятий в режиме онлайн видеосвязи. [15, 17]. Анализ отечественного и зарубежного опытов организации и проведения таких занятий показал, что повсеместное использование цифровых технологий потребовало дополнительных компетенций управленцев, педагогов, обучающихся, а также эффективных технологических решений, особой организации образовательного процесса [1, 2, 5, 10, 13, 18].
Вместе с тем перевод всех видов учебных занятий в удаленный режим в процессе действующего семестра стал экстремальной ситуацией для большинства педагогических работников и потребовал перестройки материально-технической, методической, социально-психологической, педагогической и других составляющих их профессиональной деятельности [7, 8, 9, 10, 12]. Для того чтобы справиться с задачей экстренной мобилизации к работе в новых условиях, педагогами были задействованы сверхнормативные ресурсы времени, приложены дополнительные усилия, израсходованы незапланированные финансовые средства и т.д. [10, 13, 19].