Внешне мотивированной учебная деятельность становится, когда овладение содержанием дисциплины служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (диплома), стипендии, похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, студент отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для студента не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание дисциплин не становится личностной ценностью. В связи с этим для того чтобы студент включился в образовательный процесс, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им [1, 2, 3].
В настоящем исследовании применялся социологический опрос студентов и преподавателей медицинского вуза.
В исследовании принимали участие две группы респондентов:
— студенты первого — пятого курсов лечебного, стоматологического, педиатрического факультетов в количестве 564 человек;
— преподаватели медицинского вуза в количестве 96 человек.
При опросе студентов разных факультетов были получены следующие результаты:
1) «При поступлении в медицинский университет я рассчитывал (а) учиться» на: «отлично» — отметили 37 % респондентов, на «хорошо» — 58 %, на «удовлетворительно» — 5 % (рис. 1).
2) «На данном этапе учебы у меня преобладают отметки»: «отлично» — отметили 6 % респондентов, «отлично» и «хорошо» — отметил 41 % респондентов, «хорошо» и «удовлетворительно» — отметили 45 %, «удовлетворительно» — отметили 6 %, «неудовлетворительно» — отметили 2 % респондентов (рис. 2).
3) «Я стараюсь не получать тройки, потому что» (рис. 3):
— «стыдно» — отметили 28 % студентов педиатрического факультета, 27 % студентов лечебного факультета, 10 % студентов стоматологического факультета;
— «не хочу расстраивать родителей» — отметили 14 % студентов лечебного факультета, 11 % студентов стоматологического факультета, 8 % студентов педиатрического факультета;