По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2207-04

Оценка «удовлетворительно» — кого она удовлетворяет? Факторы повышения мотивации студентов к хорошей и отличной учебе

Мензул Елена Владимировна заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: lenamenzul@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4942-1944
Рязанцева Наталья Михайловна старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психолингвистики, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: natalyruz@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2232-3500

Целью исследования является определение факторов повышения мотивации студентов к хорошей и отличной учебе. Результаты. Среди возможных причин низкой успеваемости, связанных с оцениванием знаний, были сформулированы причины как со стороны студентов, так и со стороны профессорско-преподавательского состава. Заключение. Проведенное исследование показало, что оценка мотивирует студента, когда он уверен в ее объективности; воспринимает оценку как полезную для себя; знает, что нужно сделать для того, чтобы достичь высоких показателей; уверен, что ему окажут в этом достижении помощь; понимает, где и в каких условиях он может продемонстрировать свою успешность.

Литература:

1. Габдреев Р. В. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности студентов ВУЗа /Р. В. Габдреев, А. В. Смирнов //Образование и саморазвитие. — 2008. — № 10; С. 227–233.

2. Маркова А. К. Формирование мотивации учения /А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М., 1990; 212 с.

3. Смирнов А. В. Современные аспекты мотивации учебной деятельности студентов вузов /А. В. Смирнов, И. В. Валиахметова //Актуальные вопросы психологии и педагогики. — Новосибирск: ЦРНС, 2009; С. 81–95.

1. Gabdreev R. V. Formation of motivation for educational and cognitive activity of university students /R. V. Gabdreev, A. V. Smirnov //Education and self-development. — 2008. — No. 10; pp. 227–233. (In Russian)

2. Markova A. K. Formation of learning motivation /A. K. Markova, T. A. Matis, A. B. Orlov. — M., 1990; 212 p. (In Russian)

3. Smirnov A. V. Modern aspects of motivation of educational activity of university students /A. V. Smirnov, I. V. Valiakhmetova //Topical issues of psychology and pedagogy. — Novosibirsk: CRNS, 2009; pp. 81–95. (In Russian)

Внешне мотивированной учебная деятельность становится, когда овладение содержанием дисциплины служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (диплома), стипендии, похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, студент отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для студента не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание дисциплин не становится личностной ценностью. В связи с этим для того чтобы студент включился в образовательный процесс, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им [1, 2, 3].

В настоящем исследовании применялся социологический опрос студентов и преподавателей медицинского вуза.

В исследовании принимали участие две группы респондентов:

— студенты первого — пятого курсов лечебного, стоматологического, педиатрического факультетов в количестве 564 человек;

— преподаватели медицинского вуза в количестве 96 человек.

При опросе студентов разных факультетов были получены следующие результаты:

1) «При поступлении в медицинский университет я рассчитывал (а) учиться» на: «отлично» — отметили 37 % респондентов, на «хорошо» — 58 %, на «удовлетворительно» — 5 % (рис. 1).

2) «На данном этапе учебы у меня преобладают отметки»: «отлично» — отметили 6 % респондентов, «отлично» и «хорошо» — отметил 41 % респондентов, «хорошо» и «удовлетворительно» — отметили 45 %, «удовлетворительно» — отметили 6 %, «неудовлетворительно» — отметили 2 % респондентов (рис. 2).

3) «Я стараюсь не получать тройки, потому что» (рис. 3):

— «стыдно» — отметили 28 % студентов педиатрического факультета, 27 % студентов лечебного факультета, 10 % студентов стоматологического факультета;

— «не хочу расстраивать родителей» — отметили 14 % студентов лечебного факультета, 11 % студентов стоматологического факультета, 8 % студентов педиатрического факультета;

Для Цитирования:
Мензул Елена Владимировна, Рязанцева Наталья Михайловна, Оценка «удовлетворительно» — кого она удовлетворяет? Факторы повышения мотивации студентов к хорошей и отличной учебе. Медсестра. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: