УДК: 618.1-002-022-097 DOI:10.33920/MED-12-2208-07

Гизингер Оксана Анатольевна профессор кафедры микробиологии и вирусологии Медицинского института Российского университета дружбы народов, д.б.н., ORCID 0000-0001-9302-0155, 117049, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 8, e-mail: OGizinger@gmail.com

Изучено влияние лазера низкой интенсивности на динамику содержания цитокинов в супернатантах интактных нейтрофилов и нейтрофильных гранулоцитах, активированных лазером низкой интенсивности с длиной волны 450 нм. В условиях эксперимента показано стимулирующее действие лазера с длиной волны 450 нм на процесс выработки цитокинов в условиях in vitro.

1 Гизингер, О. А. Влияние низкоинтенсивного лазерного излучения на нейтрофилы периферической крови доноров в условиях эксперимента/ О. А. Гизингер, К. Г. Ишпахтина, О. Л. Колесников // Иммунология. — 2009. — Т.30, № 5. — С. 263–267.

2. Долгушин, И. И. Нейтрофилы и гомеостаз / И. И. Долгушин, О. В. Бухарин; УрО РАН. — Екатеринбург, 2001. — 258 с.

3. Duan, R. Signal transduction pathways involted in low intensity He-Ne laser respiratory burst in bovine neutrophils/ R. Duan //Laser Surg Med.-2001/-v/29 (2).p. 174–178.

4. Гизингер О. А., Летяева О. И., Долгушин И. И. НАДФ-оксидаза нейтрофилов: активация и регуляция лазером низкой интенсивности //Южно-Уральский медицинский журнал. — 2015. — №. 2. — С. 11–16.

5. Генинг Т. П. Морфофункциональное состояние нейтрофилов человека при воздействии фемтосекундного лазерного излучения в условиях in vitro //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. — 2011. — №. 3. — С. 3–15.

6. Маркова В. А. Сравнительный анализ функциональных свойств нейтрофильных гранулоцитов периферической крови и мукозальных секретов у здоровых мужчин и женщин //Челябинск. — 2014.

1. Giesinger, O. A. The effect of low-intensity laser radiation on peripheral blood neutrophils of donors under experimental conditions / O. A. Giesinger, K. G. Ishpakhtina, O. L. Kolesnikov // Immunology. - 2009. — Vol.30, No. 5. — pp. 263-267.

2. Dolgushin, I. I. Neutrophils and homeostasis / I. I. Dolgushin, O. V. Bukharin; Ural Branch of the Russian Academy of Sciences — Yekaterinburg, 2001. — 258 p.

3. Duan, R. Signal transduction pathways involted in low intensity He-Ne laser respiratory burst in bovine neutrophils/ R. Duan //Laser Surg Med.-2001/-v/29 (2).p174–178.

4. Giesinger O. A., Letyaeva O. I., Dolgushin I. I. NADP-oxidase of neutrophils: activation and regulation by a low-intensity laser //South Ural Medical Journal. — 2015. — No. 2. — pp. 11-16.

5. Gening T. P. Morphofunctional state of human neutrophils under the influence of femtosecond laser radiation in vitro //News of higher educational institutions. Volga region. Medical sciences. — 2011. — №. 3. — Pp. 3-15.

6. Markova V. A. Comparative analysis of the functional properties of neutrophil granulocytes of peripheral blood and mucosal secretions in healthy men and women //Chelyabinsk. — 2014.

Циркулирующие в системном кровотоке нейтрофильные гранулоциты — клетки, которые всегда готовы быть рекрутированными в сайт инфекции, где первыми реализуют свой антимикробный потенциал и противоинфекционную защиту [1]. Являясь по своей природе уникальной быстрореагирующей клеточной популяцией, играющей важнейшую роль в поддержании иммунного гомеостаза, нейтрофильные гранулоциты выступают, реализуя свои эффекторные возможности, в качестве секретирующих клеток, способных выделять цитокины, обеспечивая иммунорегуляторное влияние на систему общего иммунитета [2]. Секреторные возможности нейтрофильных гранулоцитов раскрываются при действии экзогенных и эндогенных факторов, одним из таких стимуляторов секреторной функции данного типа клеток в условиях эксперимента явилось низкоинтенсивное лазерное излучение (НИЛИ) [3]. Ранее с успехом применяемое излучение с длиной волны 632 нм позволило реализовать схемы терапии с его использованием. Работами нескольких последних десятилетий доказано, что нейтрофильные гранулоциты играют огромную роль в межклеточных взаимодействиях, в которых цитокины выступают в роли посредников и регуляторов [4, 5, 6]. На сегодняшний день внимание исследователей привлекает излучение лазера низкой интенсивности с длиной волны 450 нм, ранее не применяемое для коррекции фагоцитарных дисфункций данных клеток. На сегодняшний день известно, что действие НИЛИ на нейтрофильные гранулоциты является сложным комплексным механизмом, включающим ответную реакцию мультирецепторного комплекса на поверхности данного типа клеток, проведение сигнала-раздражителя через мембрану клетки, последующий сигнальный процессинг с последующей выработкой сигнальных молекул-цитокинов [4]. Накопленные за последнее десятилетие данные о влиянии низкоинтенсивного лазерного излучения НГ и их функции, а также о секреции ими ряда цитокинов, влияющих на другие иммунокомпетентные клетки, немногочисленны, а иногда и противоречивы и, безусловно, требуют некоторой систематизации и анализа

Целью исследования было изучение цитокинового состава супернатантов нейтрофилов, активированных лазером низкой интенсивности с длиной волны 450 нм.

Гизингер Оксана Анатольевна, Оценка цитокинового профиля супернатантов донорских нейтрофилов, облученных лазером низкой интенсивности с длиной волны 450 нм (исследование in vitro). Терапевт. 2022;8.