Задача обеспечения эксплуатационной надежности обуславливает повышение роли методов и средств диагностики. Существующие методы оценки технического состояния узлов подвижного состава сосредоточены на изучении отдельных элементов технической системы.
Системный подход позволяет рассматривать не отдельно каждый элемент, а комплексно в виде совокупности всех элементов, входящих в систему.
На основе данных по эксплуатационным испытаниям локомотивов, полученных на Восточном полигоне приписного парка трех депо (Нижнеудинск, Боготол, Чита), был проведен анализ неплановых ремонтов.
Распределение неплановых ремонтов по видам оборудования представлено на рис. 1.
Наибольшее количество неплановых ремонтов приходится на механическое оборудование, электрическое оборудование и тяговые электродвигатели.
Анализ данных показывает, что неплановые ремонты обусловлены нарушением регламентов и инструкций по проведению ремонтных работ, а также морально и физически устаревшим состоянием подвижного состава.
Как видно из рис. 1, отказы тяговых двигателей составляют существенную долю в общем объеме отказов электровозов (23 %), это подтверждает то,что тяговый двигатель является одним из важнейших лимитирующих узлов электровоза, непосредственно влияющих на эксплуатационную надежность.
Анализ отказов тяговых электродвигателей (рис. 2) показал, что в первую очередь необходимо обратить внимание на устранение отказов, связанных с перебросом электрической дуги по коллектору и коротким замыканием ТЭД, пробоем/понижением изоляции ТЭД, неисправностямидополнительных полюсов и якоря электродвигателя. Первоочередное решение проблем, связанных с возникновением этих отказов, даст максимальный результат.
Анализ вышеприведенных данных показывает, что необходимо совершенствование методов оценки технического состояния, а также системы обслуживания и ремонта. Существующая система планово-предупредительного ремонта имеет следующие недостатки:
- относительно большие сроки между испытаниями и ремонтами, не позволяющие выявлять повреждения оборудования на ранней стадии их возникновения;
- – обслуживание и ремонт выполняются без фактической их необходимости;
- – надежность работы после обслуживания с разборкой и заменой деталей часто снижается;
- – не обоснованная фактическим состоянием замена узлов и деталей с большим остаточным ресурсом
Переход от регламентированных по времени профилактических и ремонтно-восстановительных работ к обслуживанию оборудования по фактическому техническому состоянию позволит повысить ресурс и надежность оборудования, сократить затраты на ремонт и простои.