По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.08

Оценка технического состояния подвижного состава на основе интегрального показателя качества

М. Ф. Капустьян канд. техн. наук, доцент кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», Омский государственный университет путей сообщения, 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35, e-mail: ttm@omgups.ru;
О. П. Супчинский преподаватель кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», Омский государственный университет путей сообщения, 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35;
В. П. Кулаковская магистрант кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», Омский государственный университет путей сообщения, 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35, e-mail:VeraKulak ovskay@mail.ru

Анализ данных о текущем техническом состоянии подвижного состава показал, что для обеспечения необходимого уровня технической готовности требуются новые подходы к совершенствованию системы технического обслуживания и ремонта. В статье предлагается методика определения показателей текущего состояния узлов подвижного состава, риска ущерба, затратность технического обслуживания объекта и определения на их основе стратегии ремонта, обеспечивающей минимальные затраты на него.

Литература:

1. Острейковский В. А. Моделирование техногенного риска сложных динамических систем с использованием распределения Парето / В. А. Острейковский, А. С. Павлов, Е. Н. Шевченко // Вестник кибернетики. – Сургут: Изд-во Сургутского государственного университета, 2016. – № 1 (21). – С. 39–44.

2. Баширов М. Г. Оценка технического состояния оборудования предприятий нефтегазовой отрасли на основе применения техноценологического метода / М. Г. Баширов, У. Ф. Юмагузин // Нефтегазовое дело. – Уфа, 2012. – № 5. – С. 293–302.

Задача обеспечения эксплуатационной надежности обуславливает повышение роли методов и средств диагностики. Существующие методы оценки технического состояния узлов подвижного состава сосредоточены на изучении отдельных элементов технической системы.

Системный подход позволяет рассматривать не отдельно каждый элемент, а комплексно в виде совокупности всех элементов, входящих в систему.

На основе данных по эксплуатационным испытаниям локомотивов, полученных на Восточном полигоне приписного парка трех депо (Нижнеудинск, Боготол, Чита), был проведен анализ неплановых ремонтов.

Распределение неплановых ремонтов по видам оборудования представлено на рис. 1.

Наибольшее количество неплановых ремонтов приходится на механическое оборудование, электрическое оборудование и тяговые электродвигатели.

Анализ данных показывает, что неплановые ремонты обусловлены нарушением регламентов и инструкций по проведению ремонтных работ, а также морально и физически устаревшим состоянием подвижного состава.

Как видно из рис. 1, отказы тяговых двигателей составляют существенную долю в общем объеме отказов электровозов (23 %), это подтверждает то,что тяговый двигатель является одним из важнейших лимитирующих узлов электровоза, непосредственно влияющих на эксплуатационную надежность.

Анализ отказов тяговых электродвигателей (рис. 2) показал, что в первую очередь необходимо обратить внимание на устранение отказов, связанных с перебросом электрической дуги по коллектору и коротким замыканием ТЭД, пробоем/понижением изоляции ТЭД, неисправностямидополнительных полюсов и якоря электродвигателя. Первоочередное решение проблем, связанных с возникновением этих отказов, даст максимальный результат.

Анализ вышеприведенных данных показывает, что необходимо совершенствование методов оценки технического состояния, а также системы обслуживания и ремонта. Существующая система планово-предупредительного ремонта имеет следующие недостатки:

  • относительно большие сроки между испытаниями и ремонтами, не позволяющие выявлять повреждения оборудования на ранней стадии их возникновения;
  • – обслуживание и ремонт выполняются без фактической их необходимости;
  • – надежность работы после обслуживания с разборкой и заменой деталей часто снижается;
  • – не обоснованная фактическим состоянием замена узлов и деталей с большим остаточным ресурсом

Переход от регламентированных по времени профилактических и ремонтно-восстановительных работ к обслуживанию оборудования по фактическому техническому состоянию позволит повысить ресурс и надежность оборудования, сократить затраты на ремонт и простои.

Для Цитирования:
М. Ф. Капустьян, О. П. Супчинский, В. П. Кулаковская, Оценка технического состояния подвижного состава на основе интегрального показателя качества. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: