По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.1 DOI:10.33920/pol-01-2006-09

Оценка социально-экономического развития региона (на материалах Орловской области)

Елена Степановна Устинович доктор политических наук, доцент, профессор кафедры политологии и государственной политики, Среднерусский институт управления — Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российская Федерация, г. Орел

В настоящей статье представлены критерии оценки социально-экономического развития Орловской области на основании документов программного и стратегического характера.

Литература:

1. Государственная программа Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения». Собрание законодательства РФ. 01.04.2013. № 13. Ст. 1600 (распоряжение).

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года. Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47. Ст. 5489.

3. Закон Орловской области о Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области. Принят областным Советом народных депутатов 14.03.2009 (в ред. Закона Орловской области от 08.09.2009 № 964-ОЗ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://orel-region.ru/index.php?head=6&part=73&unit=2&op=6 (дата обращения: 11.05.2019).

4. Постановление Правительства Орловской области от 30.04.2009 № 22 «Об утверждении Положения о Департаменте экономики орловской области» (в ред. постановлений Правительства Орловской области от 28.07.2009 № 118, от 07.06.2010 № 185, от 21.07.2011 № 221, от 27.04.2012 № 139, от 15.07.2013 № 225) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: orel-region.ru/index.php?head=6&part=73&unit=2&op=6.

5. Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://orel-region.ru/index.php?head=6&part=73&unit=291&op=8&in=64 (дата обращения: 11.05.2019).

6. Устинович Е. С., Новикова Т. П. Современные теории государственного управления: основные концепции и их характеристики. Государственная власть и местное самоуправление. 2011; 9: 16–23.

7. Устинович Е. С. Формирование единого информационного пространства взаимодействия власти, бизнеса и общества. Региональная экономика: теория и практика. Специальный выпуск. 2010 дек.; 45 (180): 17–22.

8. Устинович Е. С., Железняков С. С. Определение политических критериев мониторинга социально-экономического развития субъектов РФ: постановка проблемы. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика, социология. Менеджмент. 2015; 2: 11–17.

1. State program of the Russian Federation "Regional policy and Federal relations". Collection of legislation of the Russian Federation. 01.04.2013. no. 13. St. 1600 (order).

2. The decree of the RF Government from 17.11.2008 № 1662-R (as amended on 08.08.2009) "On the Concept of long-term socio-economic development of Russia for the period up to 2020. Collection of legislation of the Russian Federation. 24.11.2008. № 47. St. 5489.

3. Law of the Oryol region on the Government and system of Executive state authorities of the Oryol region. Adopted by the regional Council of people's deputies on 14.03.2009 (ed. Law of the Oryol region from 08.09.2009 № 964-OZ) [Electronic resource]. — Mode of access: http://orel-region.ru/index. php?head=6&part=73&unit=2&op=6 (accessed: 11.05.2019).

4. Resolution Of the government of the Oryol region of 30.04.2009 No. 22 "on approval of the Regulations on the Department of economy of the Oryol region" (ed. resolutions of The government of the Oryol region from 28.07.2009 No. 118, from 07.06.2010 No. 185, from 21.07.2011 No. 221, from 27.04.2012 No. 139, from 15.07.2013 No. 225) [Electronic resource]. — Access mode: orel-region.ru/index.php?head=6&part=73&unit=2&op=6.

5. Strategies of socio-economic development of the Oryol region until 2035 [Electronic resource]. — Mode of access: https://orel-region.ru/index.php?head=6&part=73&unit=291&op=8&in=64 (accessed: 11.05.2019).

6. Ustinovich E. S., Novikova T. P. Modern theories of public administration: basic concepts and their characteristics. State power and local self-government. 2011; 9: 16–23.

7. Ustinovich E. S. Formation of a unified information space for interaction between government, business and society. Regional economy: theory and practice. Special issue. 2010 Dec.; 45 (180): 17-22.

8. Ustinovich E. S., Zheleznyakov S. S. Definition of political criteria for monitoring the socio-economic development of the Russian Federation's subjects: problem statement. Proceedin

Важнейшая проблема государственного управления в современной России с учетом ее федеративного устройства — эффективное социально-экономическое развитие ее регионов [6, 17]. По основным макроэкономическим показателям в среднедушевом исчислении Орловская область приближается к средним показателям для регионов Центрального федерального округа.

В целом экономика области представлена всеми видами экономической деятельности, ведущими из которых являются сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь, торговля. Регион располагает достаточным производственно-экономическим потенциалом аграрно-промышленной направленности для решения внутриобластных задач, а также для нормального взаимодействия на межрегиональном уровне в соответствии со сложившимся разделением труда1 .

С позиции наличия условий для проведения структурной перестройки Орловская область имеет ряд значимых преимуществ. Это в первую очередь благоприятные климатические условия для ведения устойчивого сельскохозяйственного производства и самообеспечения области основными продуктами питания, низкий уровень милитаризации экономики, достаточно развитая транспортная сеть, выгодное географическое расположение территории, относительно стабильная социальная обстановка.

В то же время для Орловской области присущи многие характерные для Российской экономики в целом признаки. Это прежде всего значительный физический и моральный износ основных фондов, высокая материалоемкость и энергоемкость продукции при недостаточном техническом уровне и качестве продукции, низкая эффективность производства в аграрном секторе с высокими технологическими потерями и низкой глубиной переработки, сравнительно небольшая доля экспорта, значительный удельный вес применения ручного труда.

Орловская область — один из небольших регионов России. Ее площадь составляет 24,7 тыс. кв. км (71-е место в России). Население области на 1 января 2018 г. — 747,2 тыс. человек (64-е место в России).

Для Цитирования:
Елена Степановна Устинович, Оценка социально-экономического развития региона (на материалах Орловской области). Социальная политика и социальное партнерство. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: