На сегодняшний день риск-ориентированный подход стал важным фактором развития методологии контроля и аудита [16]. Новые подходы обусловили необходимость формирования соответствующих стратегических концепций, методических разработок и нормативных документов. Так, в 2015 году понятие риск-ориентированного подхода было определено в ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ [2]. В документе предусматривалось внедрение риск-ориентированного подхода в некоторых организационных формах государственного финансового контроля с начала 2018 года. В период 2018–2020 годов происходила трансформация контрольных процессов и применяемого различными субъектами контроля инструментария с учетом внедрения риск-ориентированных приемов и процедур. Важным событием 2020 года стало принятие Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вступающего в силу в июле 2021 года [1]. Данный документ не только зафиксирует концептуальные положения формирования системы государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, но и разграничит важные методологические дефиниции, ранее вызывавшие научные споры и затруднения в ходе практического применения. В законе находит свое развитие и понятие «риск-ориентированный подход», так, пятая глава этого документа посвящена осуществлению государственного контроля на основе оценки рисков, позволяющей разграничить потенциальные объекты контроля, отнеся их к различным категориям риска: «Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляются на основе управления рисками...» [1].
Методология внешнего государственного аудита (контроля) в России также постоянно совершенствуется, в том числе в направлении выработки методических подходов по использованию риск-ориентированного планирования, а также включения риск-ориентированных приемов и процедур в применяемый инструментарий государственного аудита (контроля). Основными причинами, позволяющими рассматривать данные направления в качестве наиболее важных и значимых, являются снижение трудоемкости и продолжительности, а также повышение эффективности и экономности контрольных мероприятий за счет использования риск-ориентированного подхода. Однако это требует соответствующей методической базы, необходимого инструментария и ресурсного обеспечения, позволяющего реализовать риск-ориентированные приемы и процедуры. В условиях отсутствия методик по риск-ориентированному проведению контрольных мероприятий возникает необходимость проведения исключительно сплошных проверок либо тематических контрольных мероприятий. Проведение сплошных проверок существенно увеличивает объем трудозатрат, особенно в условиях ограниченных возможностей контрольных органов. Одновременно с этим избыточное проведение контрольных мероприятий негативно сказывается и на результатах функционирования объекта контроля, препятствуя его хозяйственной деятельности. Важным направлением развития контроля является прогнозирование, в том числе прогнозирование влияния факторов риска на деятельность объектов контроля. Современные методики отбора потенциальных объектов контроля для включения их в план контрольных и экспертно-аналитических мероприятий основаны на анализе влияния внешних и внутренних факторов на функционирование экономического субъекта. Оценка влияния факторов позволяет отнести объект к определенной группе объектов, деятельность которых характеризуется как высокорисковая, среднерисковая или низкорисковая. Подобный подход подразумевает инициирование проверки, в первую очередь в отношении объектов с наибольшим уровнем риска наличия возможных нарушений и отклонений. Такой переход от сплошного контроля к дифференцированному риск-ориентированному планированию органично встраивается в необходимость формирования методического обеспечения исходя из необходимости соблюдения принципа эффективности работы контрольных органов, а также служит действенным методом для снижения административного давления на объекты контроля.