По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.148

Оценка состояния методической базы для внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность контрольно-счетных органов

Савина Наталья Викторовна д-р экон. наук, профессор кафедры «Государственный финансовый контроль и казначейское дело», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 15993 (ГСП-3), Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: savina-vzfei@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6297-5688
Каландаров Омар Шамильевич студент финансового факультета, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 15993 (ГСП-3), Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: omar200@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-1908-078X

В статье рассмотрены вопросы нормативного регулирования и методического обеспечения деятельности контрольно-счетных органов, действующих на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, в частности оценен уровень развития методического инструментария в сфере применения риск-ориентированного подхода. В работе проанализированы различные варианты формирования методических документов в области планирования и осуществления контрольных и экспертно-аналитических мероприятий отдельными субъектами контроля. Особое внимание уделяется аспектам организации анализа факторов рисков, учитываемых на стадии планирования деятельности контрольно-счетных органов. Рассматриваются общие черты и выявляются отличия в методических подходах, применяемых контрольно-счетными органами субъектов РФ и Счетной палаты РФ.

Литература:

1. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (документ не вступил в силу).

2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

3. О Контрольно-счетной палате Иркутской области: Закон Иркутской области от 07.07.2011 № 55-ОЗ (ред. от 03.07.2021). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О Контрольно-счетной палате Москвы: Закон города Москвы от 30.06.2010 № 30 (ред. от 13.03.2019). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О Счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований: Закон Республики Дагестан от 15.11.2011 № 72 (ред. от 21.02.2019). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Основные направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2019–2021 годы (утверждены Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 23.04.2019 № 16К (1312)).

7. Стратегия деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2013–2019 годы (утверждена Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 24.12.2013).

8. Стандарт организации деятельности Счетной палаты Российской Федерации СОД 6 «Планирование работы Счетной палаты Российской Федерации» (утвержден постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 21.12.2016 № 7ПК) (с изменениями, утвержденными постановлениями Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26.01.2018 № 1ПК, от 26.03.2019 № 4ПК).

9. Стандарт организации деятельности Счетной палаты Российской Федерации «СОД 12. Планирование работы Счетной палаты Российской Федерации. Стандарт организации деятельности Счетной палаты Российской Федерации» (утвержден Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 22.07.2011 № 39К (806)) (утратил силу).

10. Стандарт деятельности Контрольно-счетной палаты города Москвы «Стандарт 1.2 “Планирование контрольной и экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы”» (утвержден приказом Контрольно-счетной палаты Москвы от 01.02.2019 № 9/01-05).

11. Стандарт организации деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области СОД-3 «Планирование деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области» (утвержден распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 16.04.2019 № 38-р).

12. Стандарт Счетной палаты Республики Дагестан СОД 004 «Требования к планированию деятельности Счетной палаты Республики Дагестан» (утвержден постановлением Коллегии Счетной палаты Республики Дагестан от 26.12.2018 № 91).

13. Методические рекомендации по риск-ориентированному подходу при планировании контрольных мероприятий в социальной сфере Контрольно-счетной палаты города Москвы (утверждены приказом от 25.04.2018 № 30/01-05).

14. Бурякова А.О., Варнавский А.В. Цифровизация деятельности Счетной палаты Российской Федерации // Управленческие науки. — 2019. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-deyatelnosti-schetnoy-palaty-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 23.03.2021).

15. Васюнина М.Л., Федченко Е.А., Шмиголь Н.С. Концепция риск-ориентированного внешнего государственного аудита (контроля). — М.: Прометей, 2019. — 386 с.

16. Матвеева Е.Е. Применение риск-ориентированного подхода в сфере государственного финансового контроля // Экономический журнал. — 2018. — № 1 (49). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-risk-orientirovannogo-podhoda-v-sfere-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya (дата обращения: 22.03.2021).

17. Результаты оценки качества управления региональными финансами за 2019 год // Минфин России. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/ monitoring_results/monitoring_finance/?id_65=131369-rezultaty_otsenki_kachestva_ upravleniya_regionalnymi_finansami_za_2019_god (дата обращения: 25.02.2021).

1. Law of the Russian Federation No. 248-FZ of July 31, 2020 “On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation” (the document has not entered into force).

2. Law of the Russian Federation No. 294-FZ of 26.12.2008 (as amended on 08.12.2020) “On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Exercise of State Control (Supervision) and Municipal Control”.

3. On the Control and Accounting Chamber of the Irkutsk region: The Law of the Irkutsk region No. 55-OZ of July 7, 2011 (edition of 03.07.2021) (in Russian).

4. On the Control and Accounting Chamber of Moscow: The Law of the City of Moscow No. 30 of June 30, 2010 (edition of 13.03.2019).

5. On the Accounting Chamber of the Republic of Dagestan and some issues of the activities of the control and accounting bodies of municipalities: Law of the Republic of Dagestan No. 72 of November 15, 2011 (revision of 21.02.2019). (in Russian).

6. The main activities of the Accounting Chamber of the Russian Federation for 2019– 2021 (approved by the Board of the Accounting Chamber of the Russian Federation (Protocol No. 16K (1312 of April 23, 2019) (in Russian).

7. The strategy of the Accounts Chamber of the Russian Federation for 2013–2019 (approved by the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation (minutes of 24.12.2013)) (in Russian).

8. Standard for Organizing the Activities of the Accounts Chamber of the Russian Federation SOD 6 “Planning the work of the Accounts Chamber of the Russian Federation” (approved by Resolution of the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation No. 7PC of December 21, 2016) (as amended by Resolutions of the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation No. 1PC of January 26, 2018; No. 4PC of March 26, 2019) (in Russian).

9. Standard for Organizing the activities of the Accounting Chamber of the Russian Federation “SOD 12. Planning the work of the Accounting Chamber of the Russian Federation. Standard for Organizing the Activities of the Accounts Chamber of the Russian Federation” (approved by the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation, Protocol No. 39K (806) dated 22.07.2011) (expired) (in Russian).

10. Standard of activity of the Control and Accounting Chamber of the City of Moscow “Standard 1.2. Planning of control and expert-analytical activities of the Control and Accounting Chamber of Moscow” (approved by the order of the Control and Accounting Chamber of Moscow of 01.02.2019 No. 9/01-05) (in Russian).

11. The standard for organizing the activities of the Control and Accounting Chamber of the Irkutsk Region SOD-3 “Planning the activities of the Control and Accounting Chamber of the Irkutsk Region” (approved by Order No. 38-r of the Chairman of the Control and Accounting Chamber of the Irkutsk Region dated April 16, 2019) (in Russian).

12. Standard of the Accounting Chamber of the Republic of Dagestan OD 004 “Requirements for planning the activities of the Accounting Chamber of the Republic of Dagestan” (approved by Resolution of the Board of the Accounting Chamber of the Republic of Dagestan No. 91 of December 26, 2018) (in Russian).

13. Methodological recommendations on the risk-based approach to planning control measures in the social sphere of the Control and Accounting Chamber of the City of Moscow (approved by Order No. 30/01-05 of 25.04.2018) (in Russian).

14. Burjakova A.O., Varnavskij A.V. Digitalization of the Accounts Chamber of the Russian Federation. Upravlencheskie nauki (Management Sciences). 2019. № 4. (in Russian).

15. Vasjunina M.L., Fedchenko E.A., Shmigol’ N.S. The concept of risk-based external state audit (monitoring). Moscow: Prometej. 2019. (in Russian).

16. Matveeva E.E. Application of a risk-based approach in the field of state financial control. Jekonomicheskij zhurnal. (Economic Journal). 2018. № 1 (49). (in Russian).

17. Results of the regional financial management quality assessment for 2019. Ministry of Finance of Russia. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/monitoring_finance/?id_65=131369-rezultaty_otsenki_kachestva_upravleniya_regionalnymi_finansami_za_2019_god (accessed 25 February 2021).

На сегодняшний день риск-ориентированный подход стал важным фактором развития методологии контроля и аудита [16]. Новые подходы обусловили необходимость формирования соответствующих стратегических концепций, методических разработок и нормативных документов. Так, в 2015 году понятие риск-ориентированного подхода было определено в ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ [2]. В документе предусматривалось внедрение риск-ориентированного подхода в некоторых организационных формах государственного финансового контроля с начала 2018 года. В период 2018–2020 годов происходила трансформация контрольных процессов и применяемого различными субъектами контроля инструментария с учетом внедрения риск-ориентированных приемов и процедур. Важным событием 2020 года стало принятие Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вступающего в силу в июле 2021 года [1]. Данный документ не только зафиксирует концептуальные положения формирования системы государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, но и разграничит важные методологические дефиниции, ранее вызывавшие научные споры и затруднения в ходе практического применения. В законе находит свое развитие и понятие «риск-ориентированный подход», так, пятая глава этого документа посвящена осуществлению государственного контроля на основе оценки рисков, позволяющей разграничить потенциальные объекты контроля, отнеся их к различным категориям риска: «Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляются на основе управления рисками...» [1].

Методология внешнего государственного аудита (контроля) в России также постоянно совершенствуется, в том числе в направлении выработки методических подходов по использованию риск-ориентированного планирования, а также включения риск-ориентированных приемов и процедур в применяемый инструментарий государственного аудита (контроля). Основными причинами, позволяющими рассматривать данные направления в качестве наиболее важных и значимых, являются снижение трудоемкости и продолжительности, а также повышение эффективности и экономности контрольных мероприятий за счет использования риск-ориентированного подхода. Однако это требует соответствующей методической базы, необходимого инструментария и ресурсного обеспечения, позволяющего реализовать риск-ориентированные приемы и процедуры. В условиях отсутствия методик по риск-ориентированному проведению контрольных мероприятий возникает необходимость проведения исключительно сплошных проверок либо тематических контрольных мероприятий. Проведение сплошных проверок существенно увеличивает объем трудозатрат, особенно в условиях ограниченных возможностей контрольных органов. Одновременно с этим избыточное проведение контрольных мероприятий негативно сказывается и на результатах функционирования объекта контроля, препятствуя его хозяйственной деятельности. Важным направлением развития контроля является прогнозирование, в том числе прогнозирование влияния факторов риска на деятельность объектов контроля. Современные методики отбора потенциальных объектов контроля для включения их в план контрольных и экспертно-аналитических мероприятий основаны на анализе влияния внешних и внутренних факторов на функционирование экономического субъекта. Оценка влияния факторов позволяет отнести объект к определенной группе объектов, деятельность которых характеризуется как высокорисковая, среднерисковая или низкорисковая. Подобный подход подразумевает инициирование проверки, в первую очередь в отношении объектов с наибольшим уровнем риска наличия возможных нарушений и отклонений. Такой переход от сплошного контроля к дифференцированному риск-ориентированному планированию органично встраивается в необходимость формирования методического обеспечения исходя из необходимости соблюдения принципа эффективности работы контрольных органов, а также служит действенным методом для снижения административного давления на объекты контроля.

Для Цитирования:
Савина Наталья Викторовна, Каландаров Омар Шамильевич, Оценка состояния методической базы для внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность контрольно-счетных органов. Бухучет в строительных организациях. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: