По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.453; 331.456

Оценка соответствия требований профстандарта «Специалист по обучению охране труда» при проведении обучения охране труда

Иванов Владимир Константинович ведущий специалист по охране труда Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, член рабочей группы по разработке профессионального стандарта «Специалист по обучению охране труда», e-mail: npvo-ivk@mail.ru

Основная цель вида профессиональной деятельности специалиста по обучению охране труда при проведении обучения требованиям охраны труда заключается в реализаций обязательных требований Трудового кодекса Российской Федерации по организации и проведению обучении охране труда работодателей и работников с целью предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников любой организации, не только производственной организации, но и организации высшего и среднего профессионального образования. Наличие требований к процедуре проведения обучения по охране труда в профессиональном стандарте, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, позволяет более точно установить требования к квалификации работника при выполнении им трудовых функций, а также прийти к тождественности наименований в стандартах организации при обеспечении безопасности рабочих мести квалификационных справочниках.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

2. Трудовой кодекс Российской Федерации 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ.

3. Сайт Минтруда: https://profstandart. rosmintrud.ru/expert-opinion.php, в раздел проект профессионального стандарта «Специалист по обучению охране труда».

Рассматриваемый профессиональный стандарт «Специалист по обучению охране труда» в настоящее время представляет собой проект профессионального стандарта, особенности любого профессионального стандарта, в том числе и специалиста по обучению охране труда, заключается в том, что он затрагивает деятельность всех организаций и ее структурных подразделений, т.к. обучение в любой организации начинается с вводного инструктажа, инструктажа на рабочем месте, стажировки и обеспечения безопасности трудового процесса при реализации безопасных методов работы на рабочих местах (с учетом их особенностей функционирования).

Напомним, зачем нужны профессиональные стандарты и конкретно в системе стандартизации и правовых основ стандартизации и управления качеством на примере оценки соответствия составлении трудового договора необходимо учитывать, что в нем обязательно должны быть отражены сведения и условия, перечисленные в статье 57 ТК РФ. В частности, в трудовом договоре в обязательном порядке указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Стандарт специалиста по обучению охране труда представляет следующие обобщенные и трудовые функции: проведение обучения требованиям охраны труда (6 уровень квалификации специалиста) — обучение общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда; обучение проведению инструктажей по охране труда; обучение проведению стажировки на рабочем месте; обучение оказанию первой помощи пострадавшим; обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты; обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков; обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности.

Для Цитирования:
Иванов Владимир Константинович, Оценка соответствия требований профстандарта «Специалист по обучению охране труда» при проведении обучения охране труда. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала