Рассматриваемый профессиональный стандарт «Специалист по обучению охране труда» в настоящее время представляет собой проект профессионального стандарта, особенности любого профессионального стандарта, в том числе и специалиста по обучению охране труда, заключается в том, что он затрагивает деятельность всех организаций и ее структурных подразделений, т.к. обучение в любой организации начинается с вводного инструктажа, инструктажа на рабочем месте, стажировки и обеспечения безопасности трудового процесса при реализации безопасных методов работы на рабочих местах (с учетом их особенностей функционирования).
Напомним, зачем нужны профессиональные стандарты и конкретно в системе стандартизации и правовых основ стандартизации и управления качеством на примере оценки соответствия составлении трудового договора необходимо учитывать, что в нем обязательно должны быть отражены сведения и условия, перечисленные в статье 57 ТК РФ. В частности, в трудовом договоре в обязательном порядке указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).
Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Стандарт специалиста по обучению охране труда представляет следующие обобщенные и трудовые функции: проведение обучения требованиям охраны труда (6 уровень квалификации специалиста) — обучение общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда; обучение проведению инструктажей по охране труда; обучение проведению стажировки на рабочем месте; обучение оказанию первой помощи пострадавшим; обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты; обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков; обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности.