По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Оценка рисков при выборе поставщиков (часть I)

В.П. Голованов научный сотрудник АНО «Центр “Квалитет”», технический эксперт СДС «Оборонсертифика»
И.В. Простакова доктор технических наук, лауреат Государственной премии, главный научный сотрудник и аттестованный преподаватель АНО «Центр “Квалитет”», эксперт по сертификации СМК СДС «Оборонсертифика», зарегистрированный ведущий аудитор по СМК в IRCA, сеньор-аудитор по сертификации СМК TÜV NORD CERT, академик Академии проблем качества РФ

Литература:

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования».

2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска».

3. Бальжинов А.В., Михеева Е.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. — Улан-Удэ, 2003.

4. Лепешкина М.Н. Типология и классификация факторов рисков хозяйствующих субъектов // Экономика, управление, финансы: Материалы Междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2011.

5. Математико-статистические методы экспертных оценок / С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич. — Статистика, 1979.

6. Эванс Д. Управление качеством / Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

7. AS/EN 9100:2016 Quality Management Systems — Requirements for Aviation, Space, and Defense Organizations.

8. IEC 31010:2019 Risk management — Risk assessment techniques.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 90012015 [1] одним из принципов менеджмента качества является следующий:

«Для достижения устойчивого успеха организации управляют своими взаимоотношениями с соответствующими заинтересованными сторонами. Заинтересованные стороны влияют на результаты деятельности организации. Устойчивый успех с большей вероятностью будет достигаться в ситуации, когда организация управляет взаимоотношениями со всеми заинтересованными сторонами, для того чтобы оптимизировать их влияние на результаты ее деятельности. Менеджмент взаимоотношений с ее поставщиками и партнерами часто имеет особую важность».

В соответствии с AS/EN 9100:2016 [7] «организация должна определить и управлять рисками, связанными с предоставлением и обеспечением процессов, изделий и услуг внешними поставщиками, а также с выбором и вовлечением внешних поставщиков. Организация должна требовать, чтобы ее внешние поставщики применяли соответствующие элементы контроля в отношении своих прямых внешних поставщиков или поставщиков второго уровня, чтобы гарантировать соблюдение установленных требований».

...Менеджмент взаимоотношений с поставщиками и партнерами часто имеет особую важность...

Чтобы предоставлять потребителям качественные продукцию, результаты процессов и услуг быстрее и дешевле, чем конкуренты, организации должны опираться на сотрудничество и эффективное взаимодействие с другими организациями, входящими в общую цепь поставок. В работе [6] указывается, что «в основе прочных взаимосвязей с поставщиками лежат три руководящих принципа:

— понимание стратегической важности поставщиков при достижении бизнес-целей, особенно минимизация общих затрат;

— формирование взаимовыгодных взаимосвязей через партнерства, а не через конкуренцию;

— формирование доверия через открытость и честность, что создает преимущества для обеих сторон».

Согласно требованиям отечественных и международных стандартов, организация должна обеспечивать соответствие приобретаемой продукции установленным требованиям. Управление взаимоотношениями с поставщиками должно зависеть от степени воздействия закупаемой продукции на все последующие стадии жизненного цикла или готовую продукцию.

Для Цитирования:
В.П. Голованов, И.В. Простакова, Оценка рисков при выборе поставщиков (часть I). Управление качеством. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: