В соответствии с ГОСТ Р ИСО 90012015 [1] одним из принципов менеджмента качества является следующий:
«Для достижения устойчивого успеха организации управляют своими взаимоотношениями с соответствующими заинтересованными сторонами. Заинтересованные стороны влияют на результаты деятельности организации. Устойчивый успех с большей вероятностью будет достигаться в ситуации, когда организация управляет взаимоотношениями со всеми заинтересованными сторонами, для того чтобы оптимизировать их влияние на результаты ее деятельности. Менеджмент взаимоотношений с ее поставщиками и партнерами часто имеет особую важность».
В соответствии с AS/EN 9100:2016 [7] «организация должна определить и управлять рисками, связанными с предоставлением и обеспечением процессов, изделий и услуг внешними поставщиками, а также с выбором и вовлечением внешних поставщиков. Организация должна требовать, чтобы ее внешние поставщики применяли соответствующие элементы контроля в отношении своих прямых внешних поставщиков или поставщиков второго уровня, чтобы гарантировать соблюдение установленных требований».
...Менеджмент взаимоотношений с поставщиками и партнерами часто имеет особую важность...
Чтобы предоставлять потребителям качественные продукцию, результаты процессов и услуг быстрее и дешевле, чем конкуренты, организации должны опираться на сотрудничество и эффективное взаимодействие с другими организациями, входящими в общую цепь поставок. В работе [6] указывается, что «в основе прочных взаимосвязей с поставщиками лежат три руководящих принципа:
— понимание стратегической важности поставщиков при достижении бизнес-целей, особенно минимизация общих затрат;
— формирование взаимовыгодных взаимосвязей через партнерства, а не через конкуренцию;
— формирование доверия через открытость и честность, что создает преимущества для обеих сторон».
Согласно требованиям отечественных и международных стандартов, организация должна обеспечивать соответствие приобретаемой продукции установленным требованиям. Управление взаимоотношениями с поставщиками должно зависеть от степени воздействия закупаемой продукции на все последующие стадии жизненного цикла или готовую продукцию.