По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.867:159.9.072

Оценка риска взаимосвязи интернет-зависимости и совладающего поведения в юношеском возрасте

Маврина Лиана Николаевна канд. биол. наук, старший научный сотрудник отдела комплексных проблем гигиены и экологии человека, ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», 450106, г. Уфа, ул. Степана Кувыкина, д. 94, e-mail: Liana-1981@mail.ru
Бейгул Наталья Александровна канд. хим. наук, доцент, старший научный сотрудник отдела медицины труда ФБУН «Уфимский научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека», 450106, г. Уфа, ул. Степана Кувыкина, д. 94, e-mail: omt_ufnii@mail.ru
Тимерьянова Лилия Николаевна канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой психологии, ФГБОУ ВО «БГПУ имени М. Акмуллы», 450077, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3‑а, e-mail: lilya_ tyulpan@mail.ru

Изучение связи интернет-зависимости и поведенческих проблем у молодежи является важным направлением исследовательской деятельности. Копингстратегии, используемые молодыми людьми, помогают преодолевать трудности в общении и реализовывать сильные стороны в учебе и социальных взаимодействиях. Непродуктивные копинг-стратегии, напротив, могут приводить к конфликтам, снижению успеваемости и потере авторитета, а также способствовать чрезмерному использованию интернет-ресурсов. Это создает иллюзии виртуальной безопасности и удовлетворения, формируя низкую самооценку и устойчивую модель интернет-зависимого поведения. Диагностика осуществлялась в групповой форме, испытуемым были предоставлены стимульные материалы, инструкция и бланки ответов. Методы исследования: тестирование, методы математической статистики и интерпретации результатов, следующих методик: опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), шкала интернет-зависимости Чена, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. Проведенное исследование демонстрирует существование статистически значимых взаимосвязей между уровнем интернет-зависимости и стратегиями совладающего поведения у испытуемых обоих полов. В результате проведенного исследования была разработана специальная программа, цель которой заключается в улучшении у студентов конструктивного совладающего поведения. Программа ориентирована на работу с эмоциональной сферой студентов и направлена на освоение новых методов по снижению психоэмоционального напряжения и повышению их психологической компетентности.

Литература:

1. Котова Е.В., Титова О.И. Гендерные различия психологических защит в юношеском возрасте. Мир науки. Педагогика и психология. 2022; 3:1–9.

2. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: семейный стресс и совладающее поведение. Кострома.: КГУ; 2004; 245 с.

3. Матяш Н.В., Павлова Т.А., Поздняков Г.В. Механизмы психологической защиты и ее доминирующие стратегии в общении у старшеклассников и студентов-первокурсников. Акмеология образования. Психология развития. 2023;1 (45): 49–57.

4. Васильева С.Н. Конструирование дефиниции концепта «жизнеспособность профессионала». Ярославский педагогический вестник. 2019; 2 (107): 106–113.

5. Дрена М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии. Знание. Понимание. Умение. 2017; 2: 189–193.

6. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость — патология XXI века? Вопросы ментальной медицины и экологии: научно-практический журнал. 2000; 1:11–13.

7. Войскунский А. Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете. Медицинская психология в России. 2015; 4 (33): 1–10. URL: http://mprj.ru (Дата обращения: 21.08.2024).

8. Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита и копинг-поведение. М.: Издательство Перо; 2020; 226 с.

9. Кожевникова О.В., Ионова А.С. Образ интернет-зависимости у студенток с тенденциями отклоняющегося поведения. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015; 4 (24): 88–98.

10. Молчанова Л.Н. Влияние копинг-стратегий совладающего поведения на склонность к интернет-зависимости студентов медицинского вуза. Региональный вестник. 2019; 20 (25):55–57.

11. Chen Y., Peng S. S. University students’ Internet use and its relationships with academic performance, interpersonal relationships, psychosocial adjustment, and self-evaluation. Cyberpsychology & Behavior. 2008; 11: p.467–469.

12. Yen J., Yen C., Chen C., Tang T., Ko C. The association between adult ADHD symptoms and internet addiction among college students: the gender difference. Cyberpsychology & Behavior. 2009; 12: p.187–191.

13. Многосмыслова А.А. Взаимосвязь жизнеспособности и интернет-зависимости человека. Ярославский педагогический вестник. 2020; 3 (114): 117–124. doi 10.20323/1813-145X-2020‑3‑114‑117‑124.

14. Хасанова И.И., Котова С.С. Взаимосвязь интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением учащейся молодежи. Образование и наука. 2017; 19 (4): 46–168. doi: 10.17853/1994 ‑5639‑2017‑4‑146‑168.

15. Moreno M.A. Problematic Internet Use: A Longitudinal Study Evaluating Prevalence and Predictors. The journal of pediatrics. 2019; 1: р. 1–6.

16. Young K. The evolution of Internet addiction. Addictive Behaviors. 2017; 64: р.229–230.

17. Шаматова Ю.Ю. Интернет-зависимость среди молодежи. Таврический научный обозреватель. 2016; 11: 50–52.

Начало ХХІ века для человечества является периодом стремительного скачка информационных технологий и знаменует собой информационную революцию. Для современного общества характерна система объединенных компьютерных сетей интернет. На данном этапе идет процесс интенсивной информатизации общества, которая затронет все сферы: науку, экономику, социальную сферу. Неконтролируемое использование интернета, а в последствие — интернет-зависимость, становятся актуальной задачей для науки в целом. Если обратиться к статистике данных Google Scholar, можно увидеть большое количество научных работ на многих языках, посвящённые интернет-зависимости, что свидетельствует о значимости и важности изучения данной проблемы в современном мире [1–3].

Многие ученые занимаются исследованием данной проблемы, однако четкое понятие «интернет-зависимость» и его основные характеристики так и не определены: одни называют его Internet dependency (К. Андерсон), другие — Internet addiction (О. Эггер, С. Томпсон, К. Янг) или pathological Internet use (Дж. Морахан-Мартин, П. Шумахер) [4–6].

Р. Дэвис определил интернет-зависимость как пристрастие непосредственно к интернету и к каким‑то конкретным его функциям; К. Янг писал, что это патологическое увлечение интернетом, нарушение контроля влечения нехимического генеза; А. Холл, Д. Парсонс — «доброкачественное расстройство», направленное на компенсацию недостатков поведения в реальной жизни; М. Орзак — серьезное расстройство, имеющее не только психологические, но и физиологические последствия.

В 1990‑х годах в России был запущен первый интернет, который назвали «Рунет». Его первыми пользователями были молодые люди. В результате отсутствия надлежащих профилактических мер, в скором времени появилась интернет-зависимость. Однако до сих пор среди научно среды нет единого мнения по поводу феномена интернетзависимости, и существует множество мнений по этому вопросу: от полного отрицания специфичности интернет-зависимости до максимального преувеличения, вплоть до катастрофизации ее последствий [7–9].

Для Цитирования:
Маврина Лиана Николаевна, Бейгул Наталья Александровна, Тимерьянова Лилия Николаевна, Оценка риска взаимосвязи интернет-зависимости и совладающего поведения в юношеском возрасте. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: