Начало ХХІ века для человечества является периодом стремительного скачка информационных технологий и знаменует собой информационную революцию. Для современного общества характерна система объединенных компьютерных сетей интернет. На данном этапе идет процесс интенсивной информатизации общества, которая затронет все сферы: науку, экономику, социальную сферу. Неконтролируемое использование интернета, а в последствие — интернет-зависимость, становятся актуальной задачей для науки в целом. Если обратиться к статистике данных Google Scholar, можно увидеть большое количество научных работ на многих языках, посвящённые интернет-зависимости, что свидетельствует о значимости и важности изучения данной проблемы в современном мире [1–3].
Многие ученые занимаются исследованием данной проблемы, однако четкое понятие «интернет-зависимость» и его основные характеристики так и не определены: одни называют его Internet dependency (К. Андерсон), другие — Internet addiction (О. Эггер, С. Томпсон, К. Янг) или pathological Internet use (Дж. Морахан-Мартин, П. Шумахер) [4–6].
Р. Дэвис определил интернет-зависимость как пристрастие непосредственно к интернету и к каким‑то конкретным его функциям; К. Янг писал, что это патологическое увлечение интернетом, нарушение контроля влечения нехимического генеза; А. Холл, Д. Парсонс — «доброкачественное расстройство», направленное на компенсацию недостатков поведения в реальной жизни; М. Орзак — серьезное расстройство, имеющее не только психологические, но и физиологические последствия.
В 1990‑х годах в России был запущен первый интернет, который назвали «Рунет». Его первыми пользователями были молодые люди. В результате отсутствия надлежащих профилактических мер, в скором времени появилась интернет-зависимость. Однако до сих пор среди научно среды нет единого мнения по поводу феномена интернетзависимости, и существует множество мнений по этому вопросу: от полного отрицания специфичности интернет-зависимости до максимального преувеличения, вплоть до катастрофизации ее последствий [7–9].