По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.11, 08.00.10

Оценка риска искажения отчетности бюджетных учреждений в ходе внутреннего финансового аудита

Демина Ирина Дмитриевна д-р экон. наук, профессор департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., д. 49, e-mail: demina_id@mail.ru
Кришталева Таисия Ивановна д-р экон. наук, профессор департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., д. 49, e-mail: tkrishtaleva@mail.ru

В статье рассмотрены критерии оценки риска существенного искажения бухгалтерской (бюджетной) отчетности государственного (муниципального) учреждения и применяемые методы аудита, рекомендации для получения аудиторских доказательств достоверности отчетности, критерии существенного и несущественного искажения показателя бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения, оформление результатов аудиторской проверки.

Литература:

1. Стандарт внешнего государственного аудита (аудита) «Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита» (утвержден постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 27.04.2017 № 4ПК), СГА 311.

2. Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 195н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита “Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита”».

3. Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 196н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита “Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита”».

4. Демина И.Д., Домбровская Е.Н. Развитие современной концепции системы внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях // Аудит. — 2017. — № 12. — С. 17–22.

5. Егорова И.С. Особенности аудита эффективности: проблемы идентификации и осуществления // Аудитор. — 2017. — № 1. — С. 29–36.

6. Егорова И.С. Внутренний контроль и внутренний аудит — проблемы идентификации и практической реализации // Аудитор. — 2016. — № 11. — С. 17–26.

7. Качкова О.Е. Научное обоснование и разработка практических подходов к организации и проведению внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях: Монография / Колл. авторов. — М.: РУСАЙНС, 2016. — 226 с.

8. Кучеров И.И., Поветкина Н.А. Контроль в финансово-бюджетной сфере. Научнопрактическое пособие. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2016. — 320 с.

Оценка риска искажения каждого показателя бухгалтерской (бюджетной) отчетности государственного (муниципального) учреждения осуществляется по двум критериям:

— существенность ошибки (искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки):

— вероятность допущения ошибки (степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов учета и отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации).

Оценка значения критерия «вероятность допущения ошибки» осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения отчетности, в том числе анализа состояния внутреннего контроля за ведением учета и составлением отчетности государственного (муниципального) учреждения.

Риск искажения отчетности оценивается как низкий, средний или высокий (табл. 1).

По проверяемому показателю бухгалтерской отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения отчетности учреждения.

Для получения аудиторских доказательств достоверности отчетности рекомендуется:

— в обязательном порядке применять методы аудита (по отдельности и в комбинации) к операциям (группам однотипных операций), неправильное проведение которых приводит к существенному искажению показателя бухгалтерской (бюджетной) отчетности;

— по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита применять методы аудита (по отдельности и в комбинации) к операциям (группам однотипных операций), неправильное проведение которых приводит к значительному искажению показателя бухгалтерской (бюджетной) отчетности;

— методы аудита не применять либо применять аналитические процедуры и (или) наблюдение к операциям с низкими рисками, неправильное проведение которых приводит к несущественному искажению показателя бухгалтерской отчетности.

Для Цитирования:
Демина Ирина Дмитриевна, Кришталева Таисия Ивановна, Оценка риска искажения отчетности бюджетных учреждений в ходе внутреннего финансового аудита. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: