Актуальность венозных тромбоэмболических осложнений (ВТЭО) обусловлена их чрезвычайно высоким потенциальным риском для здоровья и жизни пациента. На протяжении многих десятилетий ВТЭО остаются важнейшей медицинской и социальной проблемой. Внедрение стационарозамещающих технологий позволило значительно расширить перечень и объем оперативных вмешательств, выполняемых в амбулаторно-поликлинических условиях (в стационарах с краткосрочным пребыванием). В связи с этим важность прогнозирования риска развития и профилактики послеоперационных венозных тромбоэмболических осложнений существенно возросла.
У стационарных больных ВТЭО встречаются с частотой 1–2 % и обусловливают не менее 10 % всех летальных исходов [1]. Несмотря на реализацию протоколов профилактики ВТЭО, до 25 % случаев ТГВ и ТЭЛА приходится на хирургические стационары, осложняя послеоперационный период [2–5]. У хирургических пациентов ВТЭО являются вторым по частоте послеоперационным осложнением, второй по частоте причиной задержки пациента в стационаре и третьей по частоте причиной послеоперационной летальности, обуславливая до 50 % смертельных исходов после наиболее распространенных операций [3, 6].
Профилактика ВТЭО включает оценку степени риска ВТЭО, выбор методов профилактики, само проведение профилактики, оценку результатов [4, 7, 8]. Из существующих нескольких моделей индивидуальной оценки риска развития ВТЭО [2, 8, 9] наиболее практичной, на наш взгляд, является шкала Joseph Caprini [10].
Основы патогенеза венозного тромбообразования, известные уже более 150 лет как «триада Вирхова», до сих пор не утратили актуальности, определяя направление мероприятий по профилактике и лечению ВТЭО. Замедление кровотока, повышение свертывающей способности крови и повреждение сосудистой стенки — классические точки приложения методик профилактики ВТЭО.
Система гемостаза является одной из наиболее чувствительных физиологических систем организма. Несмотря на важность всех элементов протоколов профилактики ВТЭО, основным реализующим звеном является воздействие на состояние системы гемостаза. Ключевую роль в формировании тромба играет активация свертывающей системы крови — гиперкоагуляция. Используемые в повседневной практике лабораторные рутинные тесты (определение АЧТВ, ПВ, ТВ, фибриногена, МНО), характеризуя состояние отдельных факторов или звеньев системы гемостаза, имеют низкую чувствительность при диагностике гиперкоагуляции — как на этапе обследования пациентов, так и в процессе применения антикоагулянтной терапии.