По оценке экспертов Центра, на формирование социально-трудовой обстановки в РФ и конфликтного потенциала в трудовой сфере в 2024 году оказывали влияние следующие основные факторы:
• растущий спрос на рабочую силу в большинстве отраслей, в первую очередь на предприятиях, связанных с обороноспособностью страны;
• высокая напряженность на рынке труда по причине дисбаланса между высоким спросом на рабочую силу и её низким предложением, вследствие чего уровень безработицы опустился до исторического минимума (2,3 %, по методике МОТ) и имеет тенденцию к дальнейшему снижению;
• увеличивающиеся издержки работодателей на удовлетворение потребностей развития производств и привлечение специалистов разных профилей, которые сопровождались ростом предлагаемых зарплат сотрудникам и расходами на повышение производительности труда и оптимизацию, при ограниченных возможностях кредитования из-за высоких процентных ставок;
• несоответствие структуры и качества подготовки кадров задачам по наращиванию производств, особенно в обрабатывающих отраслях;
• рост самозанятости, которая начала применяется не только в платформенных видах деятельности и сфере услуг, но и проникает в реальные секторы экономики.
Заметное влияние на показатели социально-трудовой конфликтности оказали события, развивавшиеся в течение второго — третьего кварталов в медучреждениях отрасли здравоохранения, где были зарегистрированы многочисленные СТК в отделениях (станциях) СМП районных и центральных больниц в небольших населенных пунктах, в ходе которых фельдшеры и водители проводили акции протеста (коллективные видеообращения) по причинам дефицита кадров и низких заработных плат работников. Выдвигались требования о включении данной категории работников в Перечень получателей специальной социальной правительственной доплаты (по Постановлению Правительства РФ № 343 от 20.03.2024). Анализируя события, связанные с ростом протестной активности и значимой долей СТК в отрасли здравоохранения, следует отметить, что в результате активного взаимодействия сторон социального партнерства в большинстве субъектов РФ во втором полугодии удалось взять ситуацию под контроль и частично урегулировать проблемы с низкими заработными платами медработников и водителей ССМП, уве личив выплаты за счет региональных бюджетов. В этот период Профсоюз работников здравоохранения (ФНПР) активно взаимодействовал с Минздравом РФ и региональными органами исполнительной власти, предлагая внести изменения в Постановления Правительства РФ № 2568 и № 343. Организованный ЦК Профсоюза мониторинг ситуации по вопросам, связанным с реализацией полномочий субъектов РФ в части расширения за счет региональных бюджетов категорий медработников, имеющих право на специальные социальные выплаты, на основании п. 14 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, дал результат. К окончанию августа новая нормативная правовая база была утверждена в 49 субъектах РФ, из них в 36 — размер специальной социальной выплаты медикам и водителям скорой помощи увеличен и установлен в зависимости от численности населения, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.03.2024 № 343. К окончанию года в Министерстве здравоохранения России сообщили, что зарплаты врачей скорой помощи в текущем году выросли в среднем на +12 %, доходы среднего медицинского персонала увеличились на +14 %. Дополнительно выделено 30 млрд рублей по программе государственных гарантий, в итоге общий объем поддержки составил 215 млрд рублей, при этом в 44 регионах РФ рост заработных плат врачей составил от 10 % до 30 %, доходы среднего медперсонала в 58 субъектах увеличились от 10 до 35 %. Факторов снижения зарплаты или недостаточной индексации в министерстве не зафиксировали. Запущен эксперимент по модернизации системы оплаты труда врачей, призванный снизить разницу в доходах специалистов в разных регионах и исключить переработки. Предполагается, что первую половину заработной платы составят оклады, а вторую половину — компенсационные и стимулирующие выплаты. При положительных результатах систему распространят на всю Россию.