Одним из старейших свидетелей истории Индонезии и самой Джакарты является здание старой ратуши — Stadhuis, которое ныне функционирует как Музей истории Джакарты (MSJ). Расположенное в историческом районе Кота-Туа, здание сохранило архитектурный облик с момента своего основания в XVII веке. Музей демонстрирует коллекции, посвящённые происхождению города — от Джаякарты до Батавии. Экспозиции включают в себя картины, мебель, надписи и другие древние предметы, представляющие интерес для посетителей не только с познавательной, но и с визуальной точки зрения. Уже само здание, выполненное в стиле классического барокко, представляет собой уникальный архитектурный объект и выгодно выделяется среди других музеев. Кроме того, его архитектура во многом напоминает амстердамскую ратушу.
На первый взгляд, Музей истории Джакарты соответствует базовым стандартам музейного учреждения. Однако в реальности его развитие требует регулярной оценки и адаптации к современным требованиям. Здание, являясь старейшим в Джакарте, нуждается в особом внимании и бережном отношении.
С разных сторон видно, что Музее истории Джакарты (MSJ) требуется постоянное улучшение и усовершенствование, учитывая его важную роль как одного из ключевых мест, откуда началась история становления центра современного управления на территории Нусантары. Посетителям музея необходимо предлагать знания в более привлекательной, живой форме, чтобы музей мог конкурировать с другими культурными и историческими площадками.
Как старейшее здание в столице, Музей истории Джакарты является свидетелем множества исторических событий, начиная с колониального периода и до настоящего времени. Здание бывшей ратуши было построено голландской Ост-Индской компанией (VOC). Изначально оно использовалось как городская ратуша, причём здание пережило множество архитектурных и функциональных изменений.
Первая ратуша была построена на участке земли к востоку от реки Чиливунг, недалеко от подвесного моста, известного сегодня как Jembatan Kota Intan. Второй этаж первого здания использовался как церковь. Однако близость к морю, несмотря на удобный доступ для судов, оказалась невыгодной в долгосрочной перспективе.