По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331 DOI:10.33920/pro-3-2012-02

Оценка работы персонала: отечественный и зарубежный опыт

Бычин В.Б. д-р экон. наук, профессор, Базовая кафедра Торгово-промышленной палаты «Развитие человеческого капитала», РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: professor_bvb@rambler.ru

В процессе управления персоналом необходимо решать различные вопросы, главным из которых является оценка результатов деятельности трудовых коллективов в целом и отдельно взятых сотрудников. Отечественному и зарубежному опыту в данной области посвящена статья.

Литература:

1. Магура М.И., Курбатов М. Б. Оценка работы персонала: практ. пособие для руководителя. — М.: Управление персоналом, 2009. — 275 с.

2. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. — СПб.: Питер, 2000. — 416 с.

3. Основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Утв. Постановлением Минтруда и Минюста России от 23 октября 1992 года № 27 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1&documentId=1465 (дата обращения: 12.04.2020).

4. Дзгоева-Сулейманова Ф.О. Трудовой договор. Чему не учат студентов. — М.: Проспект, 2013. — С. 86.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 15.09.2020).

6. Мирошниченко А.Н. Управление человеческими ресурсами организации. — М.: Центр развития электронного обучения МФПУ «Синергия», 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://free.megacampus.ru/xbookM0022/ index. html?go=part-068*page. htm (дата обращения: 15.09.2020).

7. Сухарев С. А. Мировой опыт в управлении персоналом / С.А. Сухарев. — М.: ИНФРА-М, 2005. — С. 15.

8. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 304 с.

9. Лаврушина О. И. Банковское дело. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 672 с.

10. Официальный сайт «БОСС кадровые системы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.bosshr.ru/ (дата обращения: 08.09.2020).

11. Мухаметлатыпов Р.Ф., Мухаметлатыпов Ф.У. Труд и капитал: концептуальная модель, проблемы развития и управления. — Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2012. — С. 112.

12. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности. — Н. Новгород: НИМБ, 2007. — С. 200.

13. Кузнецова Н.Б., Галимова А.Ш. Оценка трудового вклада и эффективности труда работников // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 136–138.

14. Молчанов А. Применяем коэффициент трудового участия // Кадровик. Трудовое право для кадровика. — 2009. — №2. — С. 17.

15. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса. — 8-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — С. 173.

16. Кокин Ю.П., Шлендер П.Э. Экономика труда. — М.: Магистр, 2010. — С. 345.

17. Сербиновский Б.Ю. Мотивация и эффективность труда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www. psyera.ru (дата обращения: 08.09.2020).

18. Сидоров Н.В. Экономический рост и подготовка талантливых специалистов // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2015. — № 11–

12. — С. 52–54.

19. Repnikova V.M., Bykova O.N., Stroev P.V., Khvoevsky S.A., Gaydarenko V.A. Technologies for assessing the level of enterprise development // International Journal of Recent Technology and Engineering. — 2019. — Т. 8. — №3. — С. 4407–4410.

Оценка работы персонала призвана дать ответ на вопрос о том, насколько эффективным является труд работников организации. Для этого прежде всего необходимо определить понятие эффективности.

Эффективность иногда приравнивают к объему выполненной работы (продуктивности) или производительности труда. Все эти понятия: эффективность, производительность труда и объем выполненной работы, связаны друг с другом очень тесно, но не следует подменять одно понятие другим [1].

Под эффективностью принято понимать, насколько соответствуют действия работников целям организации и установленным требованиям, правилам, выполняется ли работа наиболее рациональными и экономичными методами и способами, насколько максимально используются возможности как физические (сила, выносливость), так и умственные (знания, умения, навыки), составляющие работника.

В Российской Федерации типовая система оценки сложности и качества работы специалистов и руководителей была разработана Научно-исследовательским институтом труда (НИИ труда), она ориентирована на организацию аттестации специалистов и руководителей (при этом рабочие и прочие служащие от аттестации освобождаются).

Эта методика включает оценку не только деловых качеств, но и результатов трудовой деятельности при помощи определенного набора параметров, а именно [2]:

где L — комплексная оценка качеств (профессиональных) специалиста или руководителя;

K1 — профессионально-квалификационный уровень работника, напрямую связанный с уровнем его образования, опытом работы (трудового стажа) и творческой составляющей при выполнении работы;

I1 — оценка деловых качеств, которые требуются для выполнения обязанностей на данной позиции, определяется экспертным путем по набору признаков с учетом их значимости;

K2 — оценка сложности выполняемых функций, учитывающаяся с помощью балльной шкалы и удельной значимости этих параметров, таких как характер работы (содержание и условия труда), разнообразие, комплексность работ, самостоятельность выполнения поставленных задач, масштаб и сложность руководства (наличие/отсутствие подчиненных, их количество), дополнительная ответственность (моральная, материальная);

Для Цитирования:
Бычин В.Б., Оценка работы персонала: отечественный и зарубежный опыт. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: