По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2306-01

Оценка профессиональной ориентации старшеклассников и студентов, адаптации и профессионального роста сестринского персонала в медицинской организации

Гришко Татьяна Анатольевна магистрант 3-го курса направления подготовки «Общественное здравоохранение», ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: tanechka.grishko.84@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-5870-7190

В исследовательской работе была проведена оценка организации проведения профессиональной ориентации, факторов, влияющих на трудовую адаптацию, условий, необходимых для продвижения по служебной лестнице и роли старшей медицинской сестры по всем обозначенным направлениям. Цель. Совершенствование системы профессиональной ориентации, адаптации и профессионального роста сестринского персонала в медицинской организации. Результаты. Изучена существующая система кадрового менеджмента, включающая профориентацию, адаптацию, профессиональный рост специалистов; проанализирована система профориентации старшеклассников и студентов медицинского колледжа; определены факторы, влияющие на адаптационные возможности сестринского персонала, старшеклассников и студентов медицинского колледжа; определена роль старшей медицинской сестры в организации и проведении профориентационной работы, адаптации специалистов на рабочем месте и их профессиональном росте; изучены условия, необходимые для профессионального роста сестринского персонала. Заключение. Резервом улучшения качества мероприятий по охране здоровья населения является повышение социальной, медицинской и экономической эффективности работы среднего медицинского персонала, который располагает значительными кадровыми ресурсами.

Литература:

1. Беспалов А. А. Проблема управления компетентностью персонала в современных организациях /А. А. Беспалов. — Рязань, 2020; 198 с.

2. Долматова Н. Ю. Классификация адаптации персонала как кадровая технология /Н. Ю. Долматова //Современные научные исследования и инновации, 2020. — № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92579 (дата обращения: 21.05.2021).

3. Карасева Л. А. Значение адаптации и наставничества в управлении сестринским персоналом /Л. А. Карасева //Научно-практический медицинский журнал. Западно-Казахстанский Высший медицинский колледж, 2015. — № 2 (10); С. 12–14.

4. Карасева Л. А. Особенности профессиональной адаптации сестринского персонала /Л. А. Карасева, И. А. Мунтян //Медсестра. Издательский дом ПАНОРАМА, 2018. — № 6; С. 80–82.

5. Лобода Д. Механизмы адаптации персонала в современных организациях /Д. Лобода //ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 2019; 201 с.

6. Самоукина Н. В. Адаптация персонала: проблемы и возможности /Н. В. Самоукина //Управление развитием персонала, 2020. — № 1; С. 22–30.

7. Семенова И. Ю. Профориентационная работа в условиях цифровой трансформации системы образования /И. Ю. Семенова, А. А. Анисимова //Цифровое образование: новая реальность: материалы Всерос. науч. конф. с международным участием (Чебоксары, 16 нояб. 2020 г.) /редкол.: Н. А. Чернова [и др.] — Чебоксары: ИД «Среда», 2020; С. 59–62. — ISBN 978-5-907313-84-2

1. Bespalov A. A. Problema upravleniia kompetentnostiu personala v sovremennykh organizatsiiakh [The problem of personnel competence management in modern organizations] /A. A. Bespalov. — Ryazan, 2020; 198 p. (In Russian)

2. Dolmatova N. Iu. Klassifikatsiia adaptatsii personala kak kadrovaia tekhnologiia [Classification of personnel adaptation as personnel technology] /N. Iu. Dolmatova // Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii [Modern Scientific Research and Innovation], 2020. — No. 6 [Electronic resource]. Available at: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92579 (accessed: 05/21/2021). (In Russian)

3. Karaseva L. A. Znachenie adaptatsii i nastavnichestva v upravlenii sestrinskim personalom [The value of adaptation and mentoring in the management of nursing staff] /L. A. Karaseva // Nauchno-prakticheskii meditsinskii zhurnal [Scientific and Practical Medical Journal]. West Kazakhstan Higher Medical College, 2015. — No. 2 (10); pp. 12–14. (In Russian)

4. Karaseva L. A. Osobennosti professionalnoi adaptatsii sestrinskogo personala [Peculiarities of professional adaptation of nursing staff ] /L. A. Karaseva, I. A. Muntian // Medsestra [Nurse]. Publishing house PANORAMA, 2018. — No. 6; pp. 80–82. (In Russian)

5. Loboda D. Mekhanizmy adaptatsii personala v sovremennykh organizatsiiakh [Personnel adaptation mechanisms in modern organizations] /D. Loboda //St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, 2019; 201 p. (In Russian)

6. Samoukina N. V. Adaptatsiia personala: problemy i vozmozhnosti [Personnel adaptation: problems and opportunities] /N. V. Samoukina // Upravlenie razvitiem personala [Personnel Development Management], 2020. — No. 1; pp. 22–30. (In Russian)

7. Semenova I. Iu. Proforientatsionnaia rabota v usloviiakh tsifrovoi transformatsii sistemy obrazovaniia [Vocational guidance work in the context of digital transformation of the education system] /I. Iu. Semenova, A. A. Anisimova // Tsifrovoe obrazovanie: novaia realnost [Digital Education: a New Reality]: materials of the All-Russian scientific conference with international participation (Cheboksary, November 16, 2020) / editorial board: N. A. Chernova [et al.] — Cheboksary: Sreda Publishing House, 2020; pp. 59–62. — ISBN 978-5-907313-84-2 (In Russian)

Охрана и укрепление здоровья людей — задача первостепенной важности. Для того чтобы удовлетворить растущие потребности населения в высококачественной лечебно-профилактической помощи, необходимо решить множество задач, направленных на улучшение материально-технической базы, решение организационных и кадровых проблем (Шишкин С. В., Власов В. В., Боярский С. Г., 2017).

Сестринское дело — важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребности населения в доступной и приемлемой медицинской помощи (Двойников С. И., 2009).

Роль, функции деятельности сестринского персонала изменяются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением. Потребность в сестринской помощи в настоящее время наиболее актуальна в следующих направлениях: профилактическая медико-санитарная помощь и лечебно-диагностическая помощь; реабилитационная и медико-социальная помощь хроническим больным, старикам и инвалидам; медико-социальная помощь инкурабельным и умирающим пациентам (Карасева Л. А., 2003).

В связи с таким многообразием функций, возлагаемых на средний медицинский персонал, повышаются и требования к их профессиональным знаниями практическим навыкам в области психологии, социологии, педагогики, информационных технологий и медицинских практик (Карасева Л. А., Пудовинникова Л. Ю., Пятаева А. В., 2018).

Кроме профессиональных знаний и умений медицинская сестра должна обладать определенными деловыми, индивидуально-психологическими, личностными и психофизиологическими качествами. Подготовленные медицинские кадры должны занимать место в соответствии с нуждами здравоохранения и с учетом личных интересов самих медицинских работников. Это может быть достигнуто при соответствующей организации процесса управления кадрами, когда специалисты будут находить адекватное своей квалификации применение в системе здравоохранения (Вартанян Ф. Е., 2007; Берглезова Т. В., 2010; Богачева Е. В., 2011).

Для Цитирования:
Гришко Татьяна Анатольевна, Оценка профессиональной ориентации старшеклассников и студентов, адаптации и профессионального роста сестринского персонала в медицинской организации. Медсестра. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: