В настоящее время туризм является одной из наиболее крупных отраслей в мире в сфере оказания услуг. Стоит отметить, что, несмотря на периодические политические, экономические и социальные вызовы, мировой туризм все равно демонстрирует одни из самых высоких показателей стабильности и роста. Не является исключением и туристическая отрасль в России [1].
На сегодняшний день существует множество видов туризма: культурный, активный, познавательный, оздоровительный, религиозный, рекреационный и др. По географическому принципу туризм делят на внутренний и внешний (международный). Внутренний туризм осуществляется в пределах страны; международный туризм охватывает поездки за пределы государства. Несмотря на развитие сферы туризма в России в последние годы, основной задачей дальнейшего его развития является повышение интереса туристов за счет запуска новых направлений, создания качественных и разнообразных туристических продуктов, повышения доступности и качества предоставляемых услуг, государственное инвестирование и субсидирование [2].
Важное место в деятельности каждой организации, в том числе и в туристической деятельности, занимает обеспечение необходимого уровня прибыли, достаточного для эффективного функционирования и выполнения социальных обязательств перед сотрудниками. Размер прибыли находится в прямой зависимости от доходов и расходов организации. На формирование доходов и расходов организации оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. По мнению Е.А. Гарчу, основными факторами, оказывающими влияние на валовую прибыль экономического субъекта, являются изменение выручки от продажи, себестоимости реализованной продукции и изменения в ассортименте реализованной продукции [3]. В туристической деятельности на сумму доходов существенное влияние оказывают деловая активность организации (объем реализуемой туристической продукции, организация маркетинговой деятельности, наличие клиентской базы и др.) и цена продаж. В условиях рынка цена на продукцию складывается под влиянием соотношения спроса и предложения.