С 2021 года вступает в силу Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций негосударственного сектора «Запасы» (далее — ФСБУ «Запасы»). Данный стандарт [1] вносит существенные коррективы в правила оценки при признании указанных активов в бухгалтерском учете вышеназванных организаций, в том числе организаций здравоохранения негосударственного сектора. Подробно исследуем регламентации нового ФСБУ «Запасы» в отношении оценки при признании данных активов.
Цель исследования: детальный анализ требований к оценке при признании запасов в бухгалтерском учете организаций негосударственного сектора (в том числе организаций здравоохранения указанного сектора), установленных в новом федеральном стандарте.
Задачи исследования: исследование общего подхода, а также особенностей оценки при признании запасов, закрепленных в вышеназванном ФСБУ; выявление основных проблемных вопросов в данной области; определение путей решения указанных проблемных вопросов.
В процессе проведения исследования применялись такие методы, как анализ и синтез, сравнение, метод аналогий, метод группировки, логический подход, системный подход.
Исследование требований ФСБУ «Запасы» позволяет следующим образом систематизировать основные правила оценки при признании данных активов, предусмотренные указанным стандартом (табл. 1).
Как видно из таблицы 1, наиболее важным нововведением ФСБУ «Запасы» в отношении оценки при признании данных активов является активное использование справедливой стоимости для такой оценки. Вместе с тем обратим внимание на то, что определение и правила расчета указанной стоимости в вышеназванном стандарте не приведены. ФСБУ «Запасы» предполагает, что справедливая стоимость должна определяться в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13. Таким образом, бухгалтеру, не знакомому с регламентациями международных стандартов, необходимо будет изучить правила МСФО (IFRS) 13, для того чтобы принять решение в отношении определения справедливой стоимости запасов. При этом, поскольку указанный МСФО не содержит отдельные правила расчета вышеназванной стоимости запасов, бухгалтеру потребуется определить, какие регламентации данного стандарта будут применяться для определения вышеназванной справедливой стоимости запасов, а какие не будут. Безусловно, все это может вызывать некоторые трудности у бухгалтеров, особенно тех из них, кто только еще начинает изучать правила МСФО. Полагаем, что для решения указанных проблем в систему российских нормативных документов по бухгалтерскому учету организаций негосударственного сектора целесообразно было бы ввести специальный документ «Рекомендации в области бухгалтерского учета запасов», содержащий пояснения в отношении определения справедливой стоимости запасов, а также примеры такого определения.