Дата поступления рукописи в редакцию: 29.01.2024.
Дата принятия рукописи в печать: 22.02.2024.
В нормативно-правовых актах, содержащих требования к условиям функционирования компаний угледобывающей промышленности, отражены критерии эффективности горнорудного производства и методы организации государственной поддержки проектов угледобычи [1], экологизации угледобывающего производства [2; 3], расширения программных мероприятий по улучшению качества минерально-сырьевой базы для воспроизводства ресурсного потенциала угольного сектора страны.
Сегодня существует ряд правовых проблем, связанных с отсутствием правового статуса объектов, регулирующих оборот техногенных месторождений [4], что не в малой степени отрицательно влияет на скорость принятия решений по мониторингу, утилизации и рециклингу отходов горного, обогатительного и угольного производства. Так, одной из ключевых целей функционирования угледобывающей промышленности в России служит достижение сохранения биологического разнообразия, включая комплекс природоохранных мероприятий [5]. Данную цель важно ориентировать на решение долгосрочных задач развития горнопромышленного комплекса страны, обеспечивая интеграцию новых природных территорий с ресурсным потенциалом зон горнорудного производства. Проведенная оценка динамики добычи полезных ископаемых представлена на рисунке 1.
В 2023 г. относительно 2022 г. произошли в целом положительные изменения в объемах добычи полезных ископаемых, за исключением добычи прочих полезных ископаемых, снижение темпов которой произошло на 14,8 %. По добыче угля в 2022–2023 гг. наблюдался устойчивый экономический рост — 102,3 %. Следовательно, в 2024 г. очевидно формирование положительного тренда наращения производительных сил и повышения отдачи при организации производственных отношений с учетом высокой энергоэффективности угледобывающих предприятий и экономического роста региональных хозяйств, на территории которых осуществляется промышленная переработка угля [6–8].