Актуальность рассматриваемой нами проблемы связана с тем, что применение новых информационных технологий, интегрированных в процесс обучения, должно быть безопасным для состояния здоровья всех участников образовательного процесса. Поэтому анализ факторов риска будет способствовать определению круга профилактических мероприятий, позволивших снизить риск возникновения нарушений здоровья или обострения хронических заболеваний.
Целью исследования является изучение воздействия факторов риска информационных технологий обучения в аспекте их влияния на состояние здоровья обучающихся в образовательном процессе. Для более полного изучения негативных факторов в процессе дистанционного обучения целесообразно в первую очередь провести метаанализ уже имеющихся научных исследований.
В период с 2020 по 2022 год нами было проведено эмпирическое исследование. Наша цель заключалась в том, чтобы понять, как новая парадигма образования оказывает воздействие на психологическое состояние учащихся. Для этого были опрошены 468 респондентов, включая как самих обучающихся, так и их родителей. Мы разработали анкеты, вопросы в которых были тщательно проработаны и согласованы.
При анализе результатов анкетирования мы ориентировались на несколько ключевых критериев:
1) уровень общей астенизации;
2) работоспособность учащихся;
3) характер эмоционального состояния;
4) влияние аффективного состояния обучающегося на внутрисемейные взаимоотношения.
Анализ результатов исследования позволил раскрыть важные аспекты влияния дистанционного обучения на психологическое здоровье обучающихся. Полученные результаты могут послужить основой для дальнейших обсуждений и разработки практических рекомендаций, направленных на улучшение образовательного процесса и поддержку психологического благополучия обучающихся.
В 2016 году C. Halupa было проведено исследование среди детей и подростков, которое показало, что использование информационных технологий оказывает значительное влияние на психоэмоциональное здоровье обучающихся [1]. У респондентов наблюдаются перепады настроения, депрессия, повышенный уровень возбуждения [2].