Все чаще наши клиенты, а это руководители разного уровня компаний, озвучивают нам запрос, который можно сформулировать в следующем диалоге:
— Наших руководителей надо учить.
— Чему?
— Руководить.
— А какие компетенции развивать?
— Управленческие.
— Вы их оценивали. Какая конкретно компетенция не развита?
— Мы думали, вы нам это скажете.
Узнаете себя из примера диалога? Обратите внимание: все сводится к тому, что непонятно, чему учить. Здесь возникает другой очень важный вопрос: что такое оценка? Оценка — это некоторый процесс, когда мы сравниваем существующее положение дел с эталоном. То есть в компании есть эталон, на основании которого мы понимаем, дотягивают ли наши сотрудники или недотягивают до этого эталона.
К сожалению, во многих компаниях, с которыми мне приходилось работать, на оценку как на серьезный инструмент не обращают внимания. Часто это разрозненные, эпизодические элементы, похожие на оценку, не встроенные в систему бизнес-процессов компании.
Например, у меня сейчас идут переговоры с некоторыми компаниями. Эйчар мне говорит: «Проведите тренинг». На вопрос «А почему вы решили провести тренинг?» получаю ответ: «Руководитель недоволен существующим положением дел, есть проблемы». Я спрашиваю: «А вы оценку проводили, у вас есть основания? У вас есть какое-то проблемное поле? Вы понимаете, что вы хотите развивать?» Отвечает: «Нет, нам вообще надо руководителей подтянуть».
То есть принимается решение по оценке тогда, когда кто-то сказал, что пришло время, например. Не принимается решение в оценке, потому что есть система бизнес-процессов, регулярно оценивать и сличать с эталоном. Эта проблема — отсутствие культуры процедуры оценки.
Вторая проблема, с которой сталкиваюсь, — это когда оценка существует сама по себе, потому что приходит эйчар и говорит: «Мы каждую осень проводим оценку». Отвечаю: «Окей, а что дальше с результатами? Что вы с ними делаете?» «Лежат до хороших времен». Спрашиваю: «А людям вы их доносите? Вы как-то обсуждаете с руководителем результаты оценки?» Говорит: «Да они ему не нужны, он их не спрашивает».