По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.13; 08.00.12

Оценка нематериальных активов при их признании и последующая оценка нематериальных активов согласно ФСБУ государственных финансов и МСФО ОС

Кришталева Таисия Ивановна д-р экон. наук, профессор департамента аудита и корпоративной отчетности, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 125993, г. Москва, Ленинградский просп., д. 49, e-mail: tkrishtaleva@mail.ru
Трушина Анастасия Александровна студентка 2-го курса магистратуры, факультет налогов, аудита и бизнес-анализа, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 125993, г. Москва, Ленинградский просп., д. 49, e-mail: nastasya_trushina@mail.ru

В статье проанализированы теоретические аспекты, а также ситуации, которые могут вызвать вопросы у организаций при формировании первоначальной и последующей оценки НМА. Рассмотрены порядок определения первоначальной стоимости объектов учета, особенности формирования стоимости нематериальных активов, приобретаемых в результате обменных и необменных операций, методы учета последующей оценки, начисления амортизации, признания обесценения. Ряд аспектов оценки нематериальных активов согласно МСФО ОС рассмотрены в сравнении с нормами российского учета. В статье обоснована необходимость уточнения положений стандарта в части трактовки термина «необменные операции», формирования стоимости при первоначальной оценке НМА, полученных в результате необменных операций, обесценения активов, особенности признания суверенных прав, уточнения норм в отношении нематериальных активов, приобретаемых за счет государственных субсидий. Более подробная регламентация данных вопросов позволит повысить достоверность отражаемой в отчетности информации.

Литература:

1. МСФО ОС 31 «Нематериальные активы» [Электронный ресурс]. — URL: Минфин России: Документы: Сборник «Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора» (minfin.gov.ru).

2. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н (ред. от 13.12.2019) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Обесценение активов”» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 181н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов “Нематериальные активы”» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Дружиловская Т.Ю. Бухгалтерский учет в системе международных стандартов финансовой отчетности: учебник / Т.Ю. Дружиловская, Э.С. Дружиловская. — М.: КноРус, 2021. — 291 с.

5. Дружиловская Э.С. Проблемы оценки нематериальных активов в российском и международном учете общественного сектора // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2015. — № 18. — С. 7–16.

6. Качкова О.Е. Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственных и муниципальных учреждений: учебник / О.Е. Качкова, Т.И. Кришталева. — М.: КноРус, 2022. — 371 с.

1. IPSAS 31 “Intangible assets”: Documents: Collection “International Public Sector Accounting Standards” (minfin.gov.ru).

2. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated N 259n 31.12.2016 (ed. dated 13.12.2019) “On approval of the Federal accounting standard of public finance “Impairment of assets” // Legal reference system Consultant Plus.

3. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated N 181n 15.11.2019 “On approval of the Federal accounting standard of public finance “Intangible assets” // Legal reference system Consultant Plus.

4. Druzhilovskaya T.Yu. Accounting in the system of International Financial Reporting Standards: book / Druzhilovskaya T.Yu., Druzhilovskaya E.S. — Moscow: KnoRus, 2021. — 291 p.

5. Problems of valuation of intangible assets in the Russian and international accounting of the public sector // Accounting in budgetary and non-profit organizations. — 2015. — No. 18 — p. 7–16.

6. Kachkova O.E. Financial statements of state and municipal institutions: book / Kachkova O.E., Krishtaleva T.I. — Moscow: KnoRus, 2022. — 371 p.

Проблема оценки нематериальных активов актуальна для рассмотрения и на примере организаций общественного сектора в связи с необходимостью признания нематериальных активов ввиду расширения деятельности, создания новых товарных знаков, осуществления инновационной деятельности, научно-исследовательских разработок, признания в учете объектов интеллектуальной собственности, информационных систем, программного обеспечения.

Таким образом, в условиях информационной экономики проблема признания и оценки нематериальных активов выходит на первый план, так как нематериальные активы, представляя собой идентифицируемые неденежные активы, не имеющие физической формы, являются зачастую уникальными активами, и организации сталкиваются с определенными трудностями при их оценке. При этом нематериальные активы могут представлять собой конкурентные преимущества организации, например собственные разработки или приобретенные исключительные права на информационный продукт, что также обусловливает необходимость подробного рассмотрения различных аспектов учета объектов нематериальных активов.

Учет и представление в отчетности нематериальных активов в международных стандартах общественного сектора регулируется МСФО ОС 31 «Нематериальные активы», утвержденным в 2010 году. Стандарт определяет порядок признания и оценки, последующей оценки, признания расходов, особенности учета НМА с конечным и неопределенным сроком полезного использования, прекращения использования и выбытия актива, а также представления и раскрытия информации о НМА в отчетности. Стоит отметить, что в настоящее время в международных бухгалтерских стандартах общественного сектора решены не все проблемы оценки данных активов. Кроме того, разработка стандартов МСФО ОС (IPSAS) осуществляется на основе МСФО (IAS), дополнительно уделяя внимание специфическим особенностям учета государственными предприятиями. Проблемным вопросом является также рассмотрение специфических вопросов применительно к нематериальным активам в общественном секторе (например, учет прав, которыми предприятия наделяются действующим законодательством). Правительства уникальны тем, что они обладают рядом суверенных полномочий, например правом взимать налоги и выдавать разрешения, концессии и лицензии. Таким образом, возникает проблема учета суверенных полномочий правительства в качестве нематериальных активов и последующего признания таких прав в финансовой отчетности.

Для Цитирования:
Кришталева Таисия Ивановна, Трушина Анастасия Александровна, Оценка нематериальных активов при их признании и последующая оценка нематериальных активов согласно ФСБУ государственных финансов и МСФО ОС. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: