В настоящее время российским школьникам предлагается питание в виде скомплектованных завтраков, обедов. Подросток съедает или отказывается от блюд в зависимости от своих пищевых предпочтений. Однообразное, выбираемое лично школьником питание в долгосрочной перспективе может негативно сказаться на его обмене веществ и привести к алиментарным заболеваниям. Пищевые предпочтения могут сыграть важную роль также и при разработке корректирующих рационов школьников, уже имеющих алиментарнозависимые заболевания.
Материалы и методы исследования. Для оценки состояния здоровья школьников в данном исследовании использовали микроядерный тест (МЯТ). Этот метод в настоящее время широко используется в генетических исследованиях. В данной работе предпринята попытка не только оценить состояние здоровья школьников, но и выявить возможное воздействие пищевых продуктов, получаемых со школьным питанием, на появление хромосомных аберраций, улавливаемых МЯТ. В исследовании участвовали 18 обучающихся 4-го класса. Их некоторые индивидуальные данные и степень дестабилизации генома (по частоте встречаемости микроядер в клетках буккального эпителия) при различных пищевых предпочтениях представлены на рис. 2.
Пищевые предпочтения выявляли путем анкетирования. Специально для исследования была разработана анкета. В анкете были разнотипные вопросы, учитывающие возраст опрашиваемых. Анкетируемым предлагалось по пятибалльной шкале оценить варианты меню завтрака, обеда, полдника. Каждому респонденту индивидуально следовало выбрать лучшие суп, горячее блюдо, гарнир, напиток, выпечку, кондитерское изделие, салат, фрукты. В анкету были включены общеизвестные, распространенные, часто включаемые в меню школьного питания блюда. Анкетируемым было предложено выполнить творческое задание по составлению собственного меню. В анкетах содержались контрольные вопросы, которые позволили проверить искренность участника опроса. При обработке анкет были выделены пять групп респондентов, предпочитающих молочные блюда, мясные и рыбные блюда, кондитерские изделия и выпечку, овощи и фрукты, крупяные блюда. Блюда с наибольшим количеством пятерок определяли вкусовые предпочтения школьников и отнесение анкетируемого к конкретной группе по пищевым предпочтениям.