В современных экономических условиях проблема конкурентоспособности товаров, особенно отечественного производства, является одной из ключевых. Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс его потребительских и стоимостных характеристик, определяющих его преимущество на рынке над другими товарами в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов [2]. Чтобы товары предприятия были конкурентоспособными, необходимо выпускать качественную продукцию, в широком ассортименте и с учетом ценовых характеристик, повышать узнаваемость бренда и лояльность покупателей.
Практика оценки конкурентоспособности товара включает различные методы осуществления данного процесса — дифференцированный, комплексный. Кроме того, применяется сравнительный анализ, многоугольник конкурентоспособности и ряд других методов, позволяющих оценить конкурентоспособность товара [3].
В целях оценки конкурентоспособности товара рассмотрим три крупных производителя молочной продукции Кемеровской области: ООО «Деревенский Молочный Завод», ООО «Натуральное молоко», ООО «Родная Земля».
По данным 2021 года вначале выполним конкурентный анализ сравниваемых производителей молочной продукции Кемеровской области (таблица 1).
Согласно данным, представленным в таблице 1, два исследуемых предприятия расположены в г. Кемерово, а одно — в г. Новокузнецке. ООО «Деревенский Молочный Завод» и ООО «Натуральное молоко» основным видом деятельности имеют «Производство молочной продукции» (10.5). Деятельность ООО «Родная Земля» отличается тем, что предприятие не производит сырое молоко.
Мелкий и крупный опт является каналом сбыта для всех молочных производителей, которые исследовались. Лидером по выручке от реализации за 2021 год является ООО «Деревенский Молочный Завод». Предприятие получило выручку в размере 767 889 тыс. руб. Вторую позицию по объему выручки занимает ООО «Родная Земля», исследуемый показатель за 2021 год составил 247 591 тыс. руб. На третьей строчке — ООО «Натуральное молоко» с выручкой в 143 910 тыс. руб.