По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.104:331.109 DOI:10.33920/pol-01-2201-05

Оценка ключевых факторов формирования социально-трудовой обстановки и развитие социально-трудовых конфликтов в условиях продолжающейся пандемии

Довганенко Александр Анатольевич канд. пед. наук, доцент, директор Научно-мониторингового центра «Трудовые конфликты» СПбГУП, 192238, г. Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15, тел. 380-20-55 (доб. 262), e-mail: industrialconflicts@gmail.com

Статья подготовлена по материалам аналитического бюллетеня Центра мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. В наступившем 2022 г. социально-трудовая обстановка в Российской Федерации и конфликтный потенциал в трудовой сфере продолжают формироваться под влиянием развития пандемии COVID-19 и нестабильной мировой и внутренней экономической конъюнктуры. В статье приведены статистические данные по социально-трудовым конфликтам, по состоянию рынков труда в моногородах, введении локдаунов, забастовычных мероприятиях. Автор на основе анализа происходящих в стране изменений в социальнотрудовой сфере в связи с пандемией COVID-19 делает прогноз дальнейших изменений в социально-трудовых отношениях в стране.

Рассматривая и оценивая динамику формирования социально-трудовой обстановки в стране за последние три года и ход развития возникающих социально-трудовых конфликтов (далее — СТК), в НМЦ «Трудовые конфликты» определили три больших знаковых временных периода. Исходная точка — 2019 г. («допандемический период»), в котором социально-трудовая обстановка формировалась на понижающем тренде, когда с 2016 г. определилась тенденция к снижению количества регистрируемых СТК и стабилизации уровня напряженности в социальнотрудовых отношениях. Второй период — начало пандемии COVID-19 и объявление локдауна в РФ (апрель 2020 г.) по сентябрь 2021 г. — временной отрезок, который ключевым образом повлиял на формирование социально-трудовой обстановки в стране и характеризовался введением и снятием ограничительных мер, режимов самоизоляции; массовым переводом работников на удаленный (дистанционный) режимы работы и др., что привело к ухудшению ситуации в социально-трудовой сфере и экономике, усилению сложившихся ранее проблем и появлению дополнительных источников роста конфликтности и напряженности в трудовой сфере. Третий период — начало осени 2021 г., когда в руководстве страны заявили, что развитие экономики по ключевым позициям вернулось к допандемическим показателям.

Во втором и третьем периодах социально-трудовая обстановка в стране и конфликтный потенциал в трудовой сфере формируются под влиянием особенностей протекания пандемии COVID-19 и нестабильной мировой и внутренней экономической конъюнктуры. В течение первых двух кварталов 2021 г. эпидемиологическая ситуация в стране улучшалась, российская экономика продолжала восстанавливаться: суточное количество выздоровевших превышало число заразившихся COVID-19, постепенно закрывались ковидные госпитали, рынок труда уверенно восстанавливался и сформировалась тенденция к устойчивому снижению безработицы, ОГВ субъектов РФ активно снимали ограничительные меры, промышленное производство и ВВП росли. Однако в течение третьего квартала ситуация в очередной раз ухудшилась: суточное количество случаев заражения коронавирусом вначале возросло до 23 тыс. человек, а к окончанию сентября до 26 тыс. человек — это максимум с января 2021 г., при этом ежедневный показатель смертности от COVID-19 продолжает расти, достиг около 900 случаев и сохраняется максимальным за всё время пандемии. В субъектах РФ возвращаются коронавирусные ограничения. Часть образовательных учреждений переходят на дистанционный формат обучения. В руководстве страны заявили, что следят за развитием эпидемиологической ситуации, но оснований для введения нового локдауна нет, а исполнительная власть в регионах РФ имеет полномочия для принятия самостоятельных решений по борьбе с COVID-19. Российская экономика продолжает находиться под значительным инфляционным давлением (уровень инфляции достиг максимальных значений за последние пять лет в 7,5 %), что вызвало рост цен на все основные группы товаров и дальнейшее снижение покупательной способности заработных плат работников. Центральный Банк России четырежды в этом году повышал ключевую ставку, дойдя до уровня 6,75 %, и продолжает ужесточать денежно-кредитную политику для таргетирования инфляции. В сентябре, по заявлению Президента РФ В. Путина, за всё время пандемии коронавируса государство направило на меры поддержки граждан и экономики свыше 3 трлн руб., что составляет более 4,5 % ВВП страны.

Для Цитирования:
Довганенко Александр Анатольевич, Оценка ключевых факторов формирования социально-трудовой обстановки и развитие социально-трудовых конфликтов в условиях продолжающейся пандемии. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: