По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.14

Оценка качества организации и осуществления образовательной деятельности по реализации совместных образовательных программ высшего образования (российский и международный опыт)

А.В. Нужина аспирант первого года обучения научной специальности 5.8.1. «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова, Нальчик
Т.А. Табишев кандидат педагогических наук, доцент института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования, начальник управления по организации приема, Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова, Нальчик

В статье рассмотрены и проанализированы особенности российской и международной регламентации образовательной деятельности по реализации совместных (сетевых) образовательных программ высшего образования в части оценки качества условий их осуществления и качества подготовки обучающихся. Представлен сравнительно-сопоставительный анализ нормативно-правовых актов образовательного законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан по организации совместных образовательных программ. Описаны основные пункты контрольно-надзорной деятельности, на которые необходимо обращать внимание образовательным организациям высшего образования, участвующим в реализации совместных образовательных программ высшего образования.

Литература:

1. Международная аккредитация российских вузов: краткая инструкция по применению / Л.С. Измайлова [и др.] // Повышение конкурентоспособности вузов России: анализ лучших практик решения проблем продвижения отраслевого образования: сб. ст. и докл. по результатам работы Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках реализации мероприятия «Организация и проведение дополнительного профессионального образования руководителей и сотрудников международных служб образовательных организаций», федерального проекта «Экспорт образования», национального проекта «Образование». СПб., 2020.

2. Мотова Г.Н., Коротков П.А., Матвеева О.А. Международная аккредитация российских университетов // Ректор вуза. 2020. № 4.

3. Нужина А.В. Нормативно-правовые особенности реализации образовательных программ высшего образования в сетевой форме // Современное состояние и перспективы развития науки и образования: проблемы и решения: сб. науч. трудов по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. (Анапа, 7 мая 2022 г.). Анапа, 2022.

4. Раев К.В. Анализ результатов международной аккредитации российских образовательных организаций высшего образования // Общество. Коммуникация. Образование. 2021. Т. 12, № 4. https://doi. org/10.18721/JHSS.12409.

5. Табишев Т.А. Российский, Европейский и Азиатско-Тихоокеанский подходы к системам гарантии качества высшего образования // Государственная аккредитация: вчера, сегодня, завтра: сб. науч. тр. сотрудников Национального аккредитационного агентства в сфере образования и экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации (г. Москва, 1718 апреля 2020 г.). М., 2020.

6. Efremova N., Tabishev T. International criteria for assessment of accreditation of educational activities // E3S Web of Conferences «Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020)» (RostovonDon, 19-30 August, 2020). Rostov-on-Don, 2020. Vol. 210. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018070.

7. Tabishev T. Accreditation of educational activities in the aspect of international quality assurance standards // SHS Web of Conferences «Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP2019) (Rostov-on-Don, Russia, November 22–23, 2019)» / eds. by I.V. Abakumova and E.V. Vorobyova. 2019. Vol. 70. https:// doi.org/10.1051/shsconf/20197004005.

Введение. Российское образовательное законодательство официально не регламентирует понятие «совместная образовательная программа» (СОП). Однако возрастающая тенденция по их внедрению в образовательную деятельность передовых образовательных организаций высшего образования запрашивает логически обоснованные правомерные действия со стороны основных участников образовательных отношений, в том числе в части государственной регламентации СОП. Так, ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) официально вводит понятие сетевой формы реализации образовательных программ, понимая под ней «возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций». На наш взгляд, данная формулировка несколько расширяет трактовку совместной образовательной программы, указанной в Кодексе надлежащих (рекомендуемых) практик по обеспечению транснационального образования Совета Европы / ЮНЕСКО, согласно которой СОП — это все-таки освоение части образовательной программы либо отдельных ее модулей (курсов, дисциплин) именно в иной национальной системе образования1. В любом случае, СОП предполагает совместную разработку, утверждение и реализацию образовательных программ организациями, участвующими в «сети». При этом следует отметить, что в реализации образовательных программ и (или) отдельных ее элементов могут участвовать не только образовательные, но и научно-исследовательские организации, медицинские организации и учреждения здравоохранения, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

Для Цитирования:
А.В. Нужина, Т.А. Табишев, Оценка качества организации и осуществления образовательной деятельности по реализации совместных образовательных программ высшего образования (российский и международный опыт). Юрист ВУЗа. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: