Введение. В настоящее время все большее количество людей делает выбор в пользу ежедневного употребления в питьевых целях и для приготовления пищи бутилированной воды промышленного розлива. Обеспечение населения безопасной качественной питьевой бутилированной водой является важной задачей товарного менеджмента и товароведения.
Вода питьевая бутилированная подразделяется на две категории: первая и высшая. В зависимости от источника — на воду подземных и поверхностных источников. В зависимости от способов водообработки — на очищенную или доочищенную из водопроводной сети и кондиционированную [5].
Для получения бутилированной воды применяют следующие технологии: обратный осмос, озонирование, применение УФ-излучения и консервантов (серебро, йод, диоксид углерода). Самой современной и эффективной технологией является обработка воды УФ-излучением. Химический состав воды должен соответствовать нормативным требованиям [1], [2]. Сохраняемость питьевой бутилированной воды составляет от 3 до 24 месяцев. После вскрытия полезные свойства сохраняются в течение 3–5 дней.
Цель исследования: оценка качества и безопасности воды питьевой бутилированной, реализуемой на иркутском рынке.
Объектами исследований являлись иркутский рынок воды питьевой бутилированной и четыре образца воды природной питьевой негазированной объемом 0,5 л в пластиковой упаковке, изготовленной из полиэтилентерефталата, местных производителей:
1. «Байкальская», БАЙКАЛСИ Кампания АО «ИЗРМВ».
2. «Волна Байкала», ООО «Байкал-Инком».
3. BAIKAL PEARL («Жемчужина Байкала»), БАЙКАЛСИ Кампания АО «ИЗРМВ».
4. LegendaofBaikal («Легенда Байкала»), ТК «Байкал Аква».
Результаты и их обсуждение. На территории РФ свою продукцию реализуют около 2 тысяч производителей питьевой бутилированной воды [3]. Самыми популярными являются: IDS Borjomi («Святой источник»), Coca-Cola (ТМ BonAqua) и PepsiCо (ТМ «Аква минерале»).
Структура иркутского рынка питьевой бутилированной воды: