ФМБА России сегодня выполняет функции медико-биологического и медико-санитарного сопровождения спорта высших достижений [4, 5, 7, 11, 12]. При этом большое значение отводится психологическому сопровождению спортсменов, как необходимой части, направленной на достижение максимального уровня спортивного мастерства, на повышение результативности и поддержание заданного уровня психической адаптации [3, 9].
Ряд авторов указывают, что в системе психолого-педагогического сопровождения подготовки спортсменов ведущее место по востребованности занимает психодиагностика [1, 2, 6, 8, 10]. Однако спортивные психологи отмечают несовершенство системы психолого-педагогического сопровождения физической подготовки сборных команд.
Анализ ряда нормативно-правовых документов (Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказ Минздравсоцразвития России от 9 августа 2010 г. № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий», Целевая программа ФМБА России «Медико-биологическое и медико-санитарное обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации на 2011–2013 годы»), регламентирующих деятельность медицинских работников в спорте, показал отсутствие единой методологии в диагностике психофизиологического состояния спортсменов. Методы, которые используются психологами в настоящий момент, не стандартизированы и подбираются с учетом личных предпочтений конкретного специалиста.
На базе Центра спортивной медицины и реабилитации ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России проводится систематическая работа по поиску и апробации прогностически значимых и адекватных для проведения в условиях спортивной деятельности психологических и психофизиологических диагностических методик. Один из этапов этой работы представлен в данной статье.
Настоящее исследование выполнялось в 3 этапа. Отбор психодиагностических методик проводился на первом этапе исследования. Анализ литературы показал, что наиболее часто в спорте используются классические методики психодиагностики для изучения психомоторики (тремор, динамометрия, простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция на движущийся объект, оценка быстроты в действиях и т.д), эмоциональных состояний (различные опросники, тест Люшера), психических процессов – внимание, память, особенности мышления. В проекте методических рекомендаций «Организация, порядок и методы проведения медико-психофизиологического освидетельствования в рамках углубленного медицинского осмотра спортсменов сборных команд России и ближайшего резерва» предлагаются тесты, рекомендованные для лиц особо опасных профессий – простая и сложная сенсомоторная реакция, вариабельность сердечного ритма, кольца Ландольта, числовой квадрат и т.д. (2014 год).