По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.089

Оценка информативности и прогностической значимости психофизиологических и психологических методик в спорте высших достижений

Самойлов Александр Сергеевич доктор медицинских наук, генеральный директор, ФГБУ ГНЦ «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России, г. Москва
Назарян Светлана Евгеньевна заведующая отделением спортивной психологии, ФГБУ ГНЦ «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России, г. Москва, e-mail: sveta-nazaryan@yandex.ru
Королев Александр Дмитриевич научный сотрудник отдела экспериментальной спортивной медицины, ФГБУ ГНЦ «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России, г. Москва

В статье приводятся данные сравнительного анализа тестирования 32 спортсменов циклических видов спорта, мужчин призеров и участников Олимпийских игр в Сочи, выполненных с помощью общеизвестных психологических и психобиологических методик. Полученные данные в последующем сравниваются с аналогичными исследованиями в группе сравнения – 14 спортсменов ближайшего резерва и 16 студентов РГУФК.

Литература:

1. Клинико-функциональная диагностика, профилактика и реабилитация профессионально обусловленных нарушений и субклинических форм заболеваний у летного состава: практическое руководство по авиационной клинической медицине / А.Н. Ажаев, Р.В. Афанасьев, К.Г. Багаудинов, Г.В. Батищева и др.; под общ. ред. проф. Р.А. Вартбаронова. // Международная академия проблем человека в авиации и космонавтике. – М., 2011.

2. Котенко К.В., Разинкин С.М., Иванова И.И., Петрова В.В., Фомкин П.А., Петрова М.С., Киш А.А., Нетребина А.П. Оценка адаптационных возможностей организма профессиональных спортсменов и лиц, активно занимающихся спортом, к экстремальным климатическим условиям с использованием различных методов // Физиотерапевт. – 2013. – № 4. – С. 28–39.

3. Котенко К.В., Разинкин С.М., Котенко Н.В., Иванова И.И. Современные методы скрининг-диагностики психофизиологического состояния, функциональных и адаптивных резервов организма // Физиотерапевт. – 2013. – № 4. – С. 11–19.

4. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

5. Федеральный закон № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

6. Петрова В.В., Фомкин П.А., Михайлова А.А., Корчажкина Н.Б., Петрова М.С., Иванова И.И. Современные подходы к контролю за состоянием организма студентов, активно занимающихся спортом // Реабилитация и санаторно-курортное лечение-2013. Реабилитация больных с коморбидными состояниями: материалы конгресса; главный редактор: Г.Е. Иванова; заместитель главного редактора Е.С. Иванова. – М.: Московский государственный университет, 2013. – С. 70.

7. Приказ Минздравсоцразвития России от 9 августа 2010 г. № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий».

8. Разинкин С.М., Петрова В.В., Артамонова И.А., Фомкин П.А. Разработка и обоснование критериального аппарата оценки уровня здоровья спортсмена // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2015. – № 2. – С. 72–80.

9. Самойлов А.С., Разинкин С.М., Королёв А.Д., Назарян С.Е. Оценка эффективности методики коррекции психоэмоционального состояния спортсменов сборной России // Медицина экстремальных ситуаций. – 2015. – № 4. – С. 62 – 67.

10. Тиунова О.В. Психолого-педагогическое обеспечение спортивного резерва: системный подход и возможности практической реализации // Рудиковские чтения – 2015: XI Международная научно-практическая конференция по психологии спорта и физической культуры. – М., 2015. – С. 10–12.

11. Целевая программа ФМБА России «Медико-биологическое и медико-санитарное обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации на 2011–2013 годы».

12. Уйба В.В. Развитие медицины спорта высших достижений // Спортивный врач. – 2011. – № 1. – С. 5–8.

ФМБА России сегодня выполняет функции медико-биологического и медико-санитарного сопровождения спорта высших достижений [4, 5, 7, 11, 12]. При этом большое значение отводится психологическому сопровождению спортсменов, как необходимой части, направленной на достижение максимального уровня спортивного мастерства, на повышение результативности и поддержание заданного уровня психической адаптации [3, 9].

Ряд авторов указывают, что в системе психолого-педагогического сопровождения подготовки спортсменов ведущее место по востребованности занимает психодиагностика [1, 2, 6, 8, 10]. Однако спортивные психологи отмечают несовершенство системы психолого-педагогического сопровождения физической подготовки сборных команд.

Анализ ряда нормативно-правовых документов (Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказ Минздравсоцразвития России от 9 августа 2010 г. № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий», Целевая программа ФМБА России «Медико-биологическое и медико-санитарное обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации на 2011–2013 годы»), регламентирующих деятельность медицинских работников в спорте, показал отсутствие единой методологии в диагностике психофизиологического состояния спортсменов. Методы, которые используются психологами в настоящий момент, не стандартизированы и подбираются с учетом личных предпочтений конкретного специалиста.

На базе Центра спортивной медицины и реабилитации ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России проводится систематическая работа по поиску и апробации прогностически значимых и адекватных для проведения в условиях спортивной деятельности психологических и психофизиологических диагностических методик. Один из этапов этой работы представлен в данной статье.

Настоящее исследование выполнялось в 3 этапа. Отбор психодиагностических методик проводился на первом этапе исследования. Анализ литературы показал, что наиболее часто в спорте используются классические методики психодиагностики для изучения психомоторики (тремор, динамометрия, простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция на движущийся объект, оценка быстроты в действиях и т.д), эмоциональных состояний (различные опросники, тест Люшера), психических процессов – внимание, память, особенности мышления. В проекте методических рекомендаций «Организация, порядок и методы проведения медико-психофизиологического освидетельствования в рамках углубленного медицинского осмотра спортсменов сборных команд России и ближайшего резерва» предлагаются тесты, рекомендованные для лиц особо опасных профессий – простая и сложная сенсомоторная реакция, вариабельность сердечного ритма, кольца Ландольта, числовой квадрат и т.д. (2014 год).

Для Цитирования:
Самойлов Александр Сергеевич, Назарян Светлана Евгеньевна, П. А. Фомкин., Королев Александр Дмитриевич, Оценка информативности и прогностической значимости психофизиологических и психологических методик в спорте высших достижений. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: