В недавних исследованиях была показана высокая распространенность у студентов-медиков младших курсов вегетативной дисфункции (ВД), оцениваемой по опроснику А.М. Вейна [1, 2]. В качестве инструмента, который уточняет клиническую картину разных форм психовегетативных расстройств и может предоставлять полезную информацию об их центральных механизмах, используется анализ электроэнцефалограммы (ЭЭГ). В большинстве клинических исследований ВД применяют спонтанную (фоновую) ЭЭГ. Как правило, при этом используют записи во время спокойного бодрствования [3, 4, 5, 6]. Наряду с такими исследованиями фоновой активности представляет интерес анализ записей ЭЭГ при подготовке к когнитивной деятельности (известно, что успешность такой деятельности существенно зависит от подготовки к ней [16, 27, 29].
В наших исследованиях когнитивного контроля с помощью методики фиксированной установки Д.Н. Узнадзе показана возможность оценки функционального состояния человека, влияющего на последующую деятельность, на основании анализа биоэлектрической активности мозга при восприятии инструкции [18], в состоянии оперативного покоя [17] и в периоды, предшествующие предъявлению целевых стимулов, в том числе изображений лиц с разной эмоциональной экспрессией [8, 9]. Модель распознавания эмоций по лицевой экспрессии является удобным, надежным инструментом исследования биологических факторов, лежащих в основе социально-психологической дезадаптации пациентов с психовегетативными расстройствами с повышенными уровнями тревожности и депрессии [11, 20].
Целью нашего исследования являлась оценка функционального состояния студентов с разным вегетативным статусом в процессе подготовки к когнитивной деятельности — распознаванию лицевой экспрессии.
В задачи входило:
1. Анализ корковой биоэлектрической активности мозга у студентов в норме и с признаками ВД при прослушивании инструкции к последующей деятельности, в состоянии оперативного покоя (после прослушивания инструкции и перед началом выполнения задания), а также в периоды, предшествующие предъявлению целевых стимулов — пар лиц с разными эмоциями.