Развитие инфраструктуры городов и регионов, создание благоприятных условий для жизни населения требуют от органов государственного управления большого количества бюджетных инвестиций, объем которых не всегда достаточен. В связи с этим возникает потребность поиска альтернативных вариантов финансирования, одним из которых является механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Проект государственно-частного партнерства — инвестиционный проект, планируемый для реализации совместно публичным партнером и частным партнером на принципах государственно-частного партнерства1.
Реализация проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) предполагает строгий контроль над эффективным использованием средств. Возрастающая роль проектов, основанных на принципах ГЧП, с одной стороны, и сложный, комплексный характер отношений, возникающих между государством и частным партнером в ходе их реализации, с другой, делают актуальными вопросы, касающиеся оценки эффективности проектов ГЧП и их целесообразности2.
Структура и модели частно-государственного партнерства весьма разнообразны. Однако существует ряд характерных черт, позволяющих выделить данный инструмент софинансирования в самостоятельную категорию. В первую очередь стоит отметить, что ГЧП создается как формализованная кооперация коммерческих и госструктур3. Вступление в такое сотрудничество направлено на достижение конкретных целей и опирается на соответствующие договоренности участников. Анализируя опыт реализации подобных проектов, можно отметить следующие отличительные черты государственно-частного партнерства:
1. Определенные, зачастую продолжительные сроки действия договоров. Они могут составлять 10–20 лет, а в случаях концессий — до 50. Государственные контракты формируются под конкретный объект. Например, это может быть дорога, порт, инфраструктура. Выполнение заказа ограничивается точной конечной датой.