По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.322.16

Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства в строительстве

И.А. Прядко канд. экон. наук, доцент кафедры теории и технологий в менеджменте факультета управления, Южный федеральный университет

В статье проанализирована значимость проектов государственно-частного партнерства в сфере социального строительства, а также проведена оценка показателей эффективности реализации подобных проектов. Автором рассмотрены реальные примеры из практики реализации строительных проектов государственно-частного партнерства в регионах России. Были оценены аспекты показателей экономической и социальной эффективности проектов государственно-частного партнерства.

Литература:

1. Андреева Е.С. Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства. Методологический подход // Вестник Казанского технологического университета. — 2013. — Т. 16. — № 12.

2. Государственно-частное партнерство — это формы взаимовыгодного взаимодействия государства и частного бизнеса. Примеры // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//fb.ru/ article/272034/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo---eto-formyi-vzaimovyigodnogo-vzaimodeystviya-gosudarstva-i-chastnogo-biznesa-primeryi.

3. Касторнова Ж.С. Обзор методик оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства в России и за рубежом // Вектор экономики. — 2016.

4. Литовка Г.Л. Логика формирования механизма оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства на уровне региона // УЭкС. — 2013. — № 7. — (55).

5. Министерство экономического развития Российской Федерации. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики. — Москва, 2016.

6. Ткаченко И.Н., Савченко Я.В., Евсеева М.В. Методология отбора и оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства с учетом интересов стейкхолдеров // Дискуссия. — 2014. — № 8 (49).

7. Прядко И.А. Государственно-частное партнерство в эколого-экономических проектах России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2016. — № 8 (90).

8. Прядко И.А. Концепция развития государственно-частных партнерств в регионах России // Бизнес. Образование. Право. — 2016. — № 4 (37).

9. Прядко И.А., Анипченко А.А. Оценка применения основных проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в регионах России // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 8-3 (85-3).

10. Анопченко Т.Ю., Темирканова А.В. Государственно-частное партнерство как перспективная форма финансирования образования в г. Ростове-на-Дону // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2016. — № 10 (77).

Развитие инфраструктуры городов и регионов, создание благоприятных условий для жизни населения требуют от органов государственного управления большого количества бюджетных инвестиций, объем которых не всегда достаточен. В связи с этим возникает потребность поиска альтернативных вариантов финансирования, одним из которых является механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Проект государственно-частного партнерства — инвестиционный проект, планируемый для реализации совместно публичным партнером и частным партнером на принципах государственно-частного партнерства1.

Реализация проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) предполагает строгий контроль над эффективным использованием средств. Возрастающая роль проектов, основанных на принципах ГЧП, с одной стороны, и сложный, комплексный характер отношений, возникающих между государством и частным партнером в ходе их реализации, с другой, делают актуальными вопросы, касающиеся оценки эффективности проектов ГЧП и их целесообразности2.

Структура и модели частно-государственного партнерства весьма разнообразны. Однако существует ряд характерных черт, позволяющих выделить данный инструмент софинансирования в самостоятельную категорию. В первую очередь стоит отметить, что ГЧП создается как формализованная кооперация коммерческих и госструктур3. Вступление в такое сотрудничество направлено на достижение конкретных целей и опирается на соответствующие договоренности участников. Анализируя опыт реализации подобных проектов, можно отметить следующие отличительные черты государственно-частного партнерства:

1. Определенные, зачастую продолжительные сроки действия договоров. Они могут составлять 10–20 лет, а в случаях концессий — до 50. Государственные контракты формируются под конкретный объект. Например, это может быть дорога, порт, инфраструктура. Выполнение заказа ограничивается точной конечной датой.

Для Цитирования:
И.А. Прядко, Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства в строительстве. Юрисконсульт в строительстве. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: