Любое повреждение целостности кожных покровов приводит к образованию рубцовой ткани, что, по сути, является физиологическим процессом, направленным на закрытие дефекта кожи. В ряде случаев при наличии предикторов и триггеров может формироваться патологический рубец различного морфотипа: гипертрофический, келоидный или атрофический (АР). В случае атрофических рубцовых деформаций формирование может происходить без повреждения кожного покрова. Основной причиной этого является активный воспа лительный процесс при хронических кожных заболеваниях (акне, очаговая склеродермия, паникуллит, пиодермии, волчанка, сифилис и многие другие). В то же время формирование атрофии кожи может быть спровоцировано гормональными факторами при соматических заболеваниях или как следствие длительной системной или топической гормональной терапии.
И в первом, и во втором случае повреждения эпидермальных слоев не отмечается, однако атрофические изменения в подлежащих тканях приводят к формированию атрофических рубцов. И, несмотря на различие в механизмах развития АР и их триггерных факторов, в большинстве случаев терапевтические мероприятия однонаправленны и направлены на улучшение микроциркуляции и трофических процессов в тканях. Образование атрофической рубцовой деформации на молекулярном уровне происходит в основном за счет локального лизиса белковых компонентов соединительной ткани, при этом триггерными факторами могут выступать различные вещества, но, по сути, сам процесс носит достаточно универсальный характер [2].
Общепризнанной классификации атрофических рубцов на сегодняшний день не существует. Наиболее часто в клинической практике используют классификацию, отражающую стадии формирования АР, что, по сути, определяет выбор метода коррекции (рис. 1–3).
Одним из наиболее оптимальных режимов применения лазерных технологий при атрофических рубцах любой степени тяжести является методика фракционного фототермолиза, обладающая высокой степенью безопасности по сравнению с другими методами на фоне сопоставимой или даже более выраженной клинической эффективности [3; 6]. В резуль тате фракционного воздействия высокоэнергетического ЛИ на эпидермально-дермальные структуры кожи активируются трофические и репаративные процессы за счет повреждения окружающих тканей [1; 4; 5].