По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.27:65.011.4 DOI:10.33920/VNE-03-2201-07

Оценка эффективности нематериальных ресурсов организаций электронной торговли на основе стоимостных показателей

Светлана Викторовна Панасенко заведующая базовой кафедрой торговой политики ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», д.э.н, доцент
Оксана Сергеевна Каращук доцент базовой кафедры торговой политики ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, к.э.н.
Елена Анатольевна Красильникова доцент базовой кафедры торговой политики ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, к.э.н.
Александр Фёдорович Никишин доцент базовой кафедры торговой политики ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, к.т. н.
Александра Евгеньевна Маслова аспирантка базовой кафедры торговой политики ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

В работе обоснована система показателей эффективности нематериальных ресурсов в электронной торговле на основе исходных стоимостных показателей. Показатели эффективности разделены по группам ресурсов, в том числе по признаку формализации (идентифицируемые и неидентифицируемые), и группам стейкхолдеров (собственники, организация, поставщики и контактные аудитории, работники, покупатели). Научная новизна работы заключается в авторском дополнении уже существующих показателей оценки эффективности нематериальных ресурсов и их адаптация к сфере электронной торговли.

Литература:

1. Каращук О. С., Майорова Е. А., Никишин А. Ф. Сущность нематериальных ресурсов в электронной торговле // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 221–223.

2. МСО 210. Нематериальные активы. 2016. Режим доступа: https://www.ivsc.org/fi les/fi le/view/id/647

3. Shakina, E., Naidenova, I., & Barajas, A. (2021). Shadow prices for intangible resources. Journal of Intellectual Capital. — Режим доступа: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JIC-02-2020-0031/full/ html

4. ГОСТ ISO 9000–2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Москва: Стандартинформ. 2012.

5. Майорова Е. А. Факторный анализ влияния нематериальных активов на показатели эффекта и эффективности деятельности торговых структур // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 266–268.

6. Майорова Е. А., Никишин А. Ф., Панкина Т. В. Систематизация показателей развития электронной торговли // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 244–247.

7. Scuotto, V., Del Giudice, M., Della Peruta, M. R., & Tarba, S. (2017). The performance implications of leveraging internal innovation through social media networks: an empirical verifi cation of the smart fashion industry. Technological Forecasting and Social Change, 120, 184–194.

8. Chen, M., Cheng, S., & Hwang, Y. (2005). An empirical investigation of the relationship between intellectual capital and fi rms’ market value and fi nancial performance. Journal of Intellectual Capital, 6 (2), 159–176.

9. Tseng, C.-Y., & James Goo, Y.-J. (2005). Intellectual capital and corporate value in an emerging economy: empirical study of Taiwanese manufacturers. R&D Management, 35 (2), 187–201.

10. Shakina, E., & Molodchik, M. (2014). Intangible-driven value creation: supporting and obstructing factors. Measuring Business Excellence, 18 (3), 87–100.

11. Donaldson, T., & Preston, L. (1995). The stakeholder theory of the modern corporation: concepts, evidence and implications. Academy of Management Review, 20 (1), 65–91.

12. Meek, G. K., & Sidney, J. G. (1998). The value added statement: an innovation for the U. S. companies. Accounting Horizons, 12, 73–81.

13. Huang, C., & Wang, M. C. (2008). The eff ects of economic value added and intellectual capital on the market value of fi rms: an empirical study. International Journal of Management, 25 (4), 722–731.

14. Подсыпанина Т. Д., Попенкова Д. К. Определение некоторых направлений развития малых форматов торговли на основе анализа интересов стейкхолдеров // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 43. С. 256–278.

15. Гаранина Т. А. Роль нематериальных активов в создании ценности компании: теоретические и практические аспекты // Корпоративные финансы. 2009. Т. 3. № 4 (12). С. 79–96.

1. Karashchuk O. S., Maiorova E. A., Nikishin A. F. Sushchnost nematerialnykh resursov v elektronnoi torgovle [The essence of intangible resources in e-commerce] // Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientifi c Research: Economics and Management]. 2020. Vol. 9. No. 4 (33). P. 221–223. (In Russ.)

2. MSO 210. Nematerialnye aktivy [IES 210. Intangible assets]. 2016. Access mode: https://www.ivsc.org/fi les/fi le/ view/id/647. (In Russ.)

3. Shakina, E., Naidenova, I., & Barajas, A. (2021). Shadow prices for intangible resources. Journal of Intellectual Capital. — Access mode: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JIC-02-2020-0031/full/html

4. GOST ISO 9000–2011. Sistemy menedzhmenta kachestva. Osnovnye polozheniia i slovar [GOST ISO 9000– 2011. Quality management systems. Fundamentals and vocabulary]. Moscow: Standardinform. 2012. (In Russ.)

5. Maiorova E. A. Faktornyi analiz vliianiia nematerialnykh aktivov na pokazateli eff ekta i eff ektivnosti deiatelnosti torgovykh struktur [Factor analysis of the impact of intangible assets on indicators of the eff ect and effi ciency of trade structures] // Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientifi c Research: Economics and Management]. 2016. Vol. 5. No. 4 (17). P. 266–268. (In Russ.)

6. Maiorova E. A., Nikishin A. F., Pankina T. V. Sistematizatsiia pokazatelei razvitiia elektronnoi torgovli [Systematization of indicators of e-commerce development] // Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientifi c Research: Economics and Management]. 2020. Vol. 9. No. 1 (30). P. 244–247. (In Russ.)

7. Scuotto, V., Del Giudice, M., Della Peruta, M. R., & Tarba, S. (2017). The performance implications of leveraging internal innovation through social media networks: an empirical verifi cation of the smart fashion industry. Technological Forecasting and Social Change, 120, 184–194.

8. Chen, M., Cheng, S., & Hwang, Y. (2005). An empirical investigation of the relationship between intellectual capital and fi rms’ market value and fi nancial performance. Journal of Intellectual Capital, 6 (2), 159–176.

9. Tseng, C.-Y., & James Goo, Y.-J. (2005). Intellectual capital and corporate value in an emerging economy: empirical study of Taiwanese manufacturers. R&D Management, 35 (2), 187–201.

10. Shakina, E., & Molodchik, M. (2014). Intangible-driven value creation: supporting and obstructing factors. Measuring Business Excellence, 18 (3), 87–100.

11. Donaldson, T., & Preston, L. (1995). The stakeholder theory of the modern corporation: concepts, evidence and implications. Academy of Management Review, 20 (1), 65–91.

12. Meek, G. K., & Sidney, J. G. (1998). The value-added statement: an innovation for the U. S. companies. Accounting Horizons, 12, 73–81.

13. Huang, C., & Wang, M. C. (2008). The eff ects of economic value added and intellectual capital on the market value of fi rms: an empirical study. International Journal of Management, 25 (4), 722–731.

14. Podsypanina T. D., Popenkova D. K. Opredelenie nekotorykh napravlenii razvitiia malykh formatov torgovli na osnove analiza interesov steikkholderov [Determination of some directions for the development of small trade formats based on the analysis of the interests of stakeholders] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Bulletin of the Tomsk State University. Economy]. 2018. No. 43. P. 256–278. (In Russ.)

15. Garanina T. A. Rol nematerialnykh aktivov v sozdanii tsennosti kompanii: teoreticheskie i prakticheskie aspekty [The role of intangible assets in creating the company's value: theoretical and practical aspects] // Korporativnye fi nansy [Corporate Finance]. 2009. Vol. 3. No. 4 (12). P. 79–96. (In Russ.)

Нематериальные ресурсы электронной торговли — это невещественные, нефинансовые объекты, которые используются или могут быть применены в хозяйственной деятельности субъектов торговли, осуществляющих свою деятельность на основе информационных систем, информационно-коммуникационной сети Интернет и электронных процедур [1].

Часть нематериальных ресурсов, отраженная в балансе организации, представляет собой нематериальные активы (идентифицируемая часть), а оставшаяся их часть является неидентифицируемыми нематериальными ресурсами.

В настоящее время опубликованы лишь штучные работы, в которых интеллектуальный капитал исследуется с точки зрения его эффективности. Но именно эффективность является условием дальнейшего развития нематериальных ресурсов и активов любых организаций, что и определило тему и дальнейшую направленность данной работы.

Целью работы стало обоснование совокупности стоимостных показателей оценки эффективности нематериальных ресурсов и активов для организаций электронной торговли.

Для обработки исходных данных применялся качественный метод анализа: группировки с последующим выделением двух групп нематериальных ресурсов: идентифицируемых и неидентифицируемых. Все полученные показатели эффективности нематериальных ресурсов были распределены по эти двум классификационным группам. Дальнейшая группировка показателей в разрезе стейкхолдеров, участвующих в использовании нематериальных ресурсов, позволила определить состав показателей эффективности, отражающих интересы различных участников хозяйственной деятельности. Для непосредственного уточнения состава показателей эффективности нематериальных ресурсов и активов, применимых для организаций электронной торговли, использовался метод сравнения, который заключался в сопоставлении общих показателей, применимых без привязки к конкретной отрасли, с показателями, которые возможно использовать в отношении организаций электронной торговли.

Оценка нематериальных активов регламентируется международным стандартом оценки, где указано, что возможно применение затратного, сравнительного или доходного методов (подходов) [2]. Однако оценка стоимости нематериальных ресурсов и активов отличается от оценки их эффективности, на это указывают современные авторы [3].

Для Цитирования:
Светлана Викторовна Панасенко, Оксана Сергеевна Каращук, Елена Анатольевна Красильникова, Александр Фёдорович Никишин, Александра Евгеньевна Маслова, Оценка эффективности нематериальных ресурсов организаций электронной торговли на основе стоимостных показателей. Лизинг. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: