Нематериальные ресурсы электронной торговли — это невещественные, нефинансовые объекты, которые используются или могут быть применены в хозяйственной деятельности субъектов торговли, осуществляющих свою деятельность на основе информационных систем, информационно-коммуникационной сети Интернет и электронных процедур [1].
Часть нематериальных ресурсов, отраженная в балансе организации, представляет собой нематериальные активы (идентифицируемая часть), а оставшаяся их часть является неидентифицируемыми нематериальными ресурсами.
В настоящее время опубликованы лишь штучные работы, в которых интеллектуальный капитал исследуется с точки зрения его эффективности. Но именно эффективность является условием дальнейшего развития нематериальных ресурсов и активов любых организаций, что и определило тему и дальнейшую направленность данной работы.
Целью работы стало обоснование совокупности стоимостных показателей оценки эффективности нематериальных ресурсов и активов для организаций электронной торговли.
Для обработки исходных данных применялся качественный метод анализа: группировки с последующим выделением двух групп нематериальных ресурсов: идентифицируемых и неидентифицируемых. Все полученные показатели эффективности нематериальных ресурсов были распределены по эти двум классификационным группам. Дальнейшая группировка показателей в разрезе стейкхолдеров, участвующих в использовании нематериальных ресурсов, позволила определить состав показателей эффективности, отражающих интересы различных участников хозяйственной деятельности. Для непосредственного уточнения состава показателей эффективности нематериальных ресурсов и активов, применимых для организаций электронной торговли, использовался метод сравнения, который заключался в сопоставлении общих показателей, применимых без привязки к конкретной отрасли, с показателями, которые возможно использовать в отношении организаций электронной торговли.
Оценка нематериальных активов регламентируется международным стандартом оценки, где указано, что возможно применение затратного, сравнительного или доходного методов (подходов) [2]. Однако оценка стоимости нематериальных ресурсов и активов отличается от оценки их эффективности, на это указывают современные авторы [3].