Автомобильный парк с каждым годом продолжает стремительно расти. На момент 2017 г. он составил более 40 млн единиц техники [1]. Такое большое количество транспортных средств (ТС) приводит к появлению соответствующих проблем: выбросы загрязняющих веществ, шум. Наиболее остро эти проблемы проявляют себя в крупных мегаполисах. В качестве одного из методов их решения многие автопроизводители нашли решение в производстве транспортных средств с альтернативными двигателю внутреннего сгорания (ДВС) энергоустановками. Вместе с этим направлением все чаще появляется мнение, что ДВС себя изжил и его полностью заменят автомобилями с иными энергоустановками в течение ближайших 20 лет [2, 3]. Однако такое оценочное суждение по большей части строится на динамических и топливных показателях автомобилей, что не дает полного ответа на вопрос о преимуществе какой-то определенной энергоустановки, лишь поверхностное суждение.
Основной задачей исследования была разработка комплексной методики для возможности сравнения и оценки эффективности автомобилей с различным типом энергоустановок на протяжении всего жизненного цикла. В отличие от других способов и методов оценки автомобилей, данная методика способна оценить транспортные средства в независимости от используемого ими топлива и энергопривода.
В основе методики лежит определение общего интегрального показателя Ко . Он характеризует собой суммарное использование материальных и энергетических потоков на протяжении ПЖЦ. Для удобства оценки и расчета все эти потоки выделены в три отдельных критерия, характеризующих их источник: энергетический КЭН, экологический КЭК и экономический КЭМ. Критерии рассчитываются поочередно, и на последнем этапе выводят суммарные значения затраченной энергии и природных ресурсов по каждому из источников. Каждый из этапов расчета критерия представляет собой определенный этап жизненного цикла ТС, которые схематично показаны на рисунке 1.
Данная методика включает в себя такие этапы, как: