По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.95

Оценка эффективности эксплуатации транспортных средств

Каперзов А. О. инженер, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» (ФГБНУ ФНАЦ ВИМ) г. Москва, 1-й Институтский проезд, д. 1
Герасимов В. С. заведующий лабораторией, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» (ФГБНУ ФНАЦ ВИМ) г. Москва, 1-й Институтский проезд, д. 1
Буряков С. А. ст. науч. сотр., Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» (ФГБНУ ФНАЦ ВИМ) г. Москва, 1-й Институтский проезд, д. 1, E-mail: rosagroserv@list.ru

В данной статье рассматривается методика оценки эффективности эксплуатации транспортных средств (ТС) с различными типами энергоустановок на протяжении всего их жизненного цикла. В настоящий момент при производстве любого изделия, в том числе и автомобиля, используется так называемая оценка полного жизненного цикла производства (ПЖЦ). Она подразумевает под собой сбор и оценку материальных и энергетических потоков на протяжении всей жизни изделия: от момента ее производства и соответствующих затрат энергии и природных ресурсов до ее эксплуатации и в конечном итоге утилизации с дальнейшим образованием отходов и возвращением части материалов в производство новых изделий. Для сравнения автомобилей, работающих на разных видах топлива, кроме оценки энергетической эффективности двигателя (КПД) и величины крутящего момента на колесах автомобиля также должен происходить анализ всего транспортного средства, в том числе его топлива на протяжении всего ПЖЦ. Разработанная методика включает в себя различные характеристики, позволяющие рассмотреть транспортные средства с различными энергоустановками и дать обоснование в разнице соответствующих показателей на каждом из этапов ПЖЦ.

Литература:

1. Российский статистический ежегодник за 2010–2017 гг.

2. Стратегия развития автомобильной промышленности в Российской Федерации до 2025 года. — 123 с.

3. Отчет о научно-исследовательской работе. Сбор и анализ данных о структуре транспортных потоков и проведение расчетов выбросов загрязняющих веществ на улично-дородной сети г. Москвы в 2016 г. — 34 с.

4. Звонов В. А., Козлов А. В., Кутенев В. Ф. Экологическая безопасность автомобиля в полном жизненном цикле. — НАМИ, 2001. — 248 с.

5. Трофименко Ю. В., Воронцов Ю. М., Трофименко К. Ю. Утилизация автомобилей: Научная монография. — М.: АКПРЕСС, 2011. — 336 с.

6. Journal of Power Sources 208 (2012) 210–224.

7. Burnham A. Updated Vehicle Specifi cations in the GREET VehicleCycle Model: Center for Transportation Research Argonne National Laboratory. — 2012. — 40 с.

8. Ford Motor Company, 2012, Ford Warranty Information, http://www.ford. com/suvs/escape/2012/warranty, last accessed June.

9. General Motors Company, 2012, General Motors Warranty Information, http://www.chevrolet.com/owners/ warranty/, last accessed June.

10. Honda Motor Company, 2012, Honda Warranty Information, http:// automobiles.honda.com/civic-hybrid/ warranty.aspx, last accessed June.

Автомобильный парк с каждым годом продолжает стремительно расти. На момент 2017 г. он составил более 40 млн единиц техники [1]. Такое большое количество транспортных средств (ТС) приводит к появлению соответствующих проблем: выбросы загрязняющих веществ, шум. Наиболее остро эти проблемы проявляют себя в крупных мегаполисах. В качестве одного из методов их решения многие автопроизводители нашли решение в производстве транспортных средств с альтернативными двигателю внутреннего сгорания (ДВС) энергоустановками. Вместе с этим направлением все чаще появляется мнение, что ДВС себя изжил и его полностью заменят автомобилями с иными энергоустановками в течение ближайших 20 лет [2, 3]. Однако такое оценочное суждение по большей части строится на динамических и топливных показателях автомобилей, что не дает полного ответа на вопрос о преимуществе какой-то определенной энергоустановки, лишь поверхностное суждение.

Основной задачей исследования была разработка комплексной методики для возможности сравнения и оценки эффективности автомобилей с различным типом энергоустановок на протяжении всего жизненного цикла. В отличие от других способов и методов оценки автомобилей, данная методика способна оценить транспортные средства в независимости от используемого ими топлива и энергопривода.

В основе методики лежит определение общего интегрального показателя Ко . Он характеризует собой суммарное использование материальных и энергетических потоков на протяжении ПЖЦ. Для удобства оценки и расчета все эти потоки выделены в три отдельных критерия, характеризующих их источник: энергетический КЭН, экологический КЭК и экономический КЭМ. Критерии рассчитываются поочередно, и на последнем этапе выводят суммарные значения затраченной энергии и природных ресурсов по каждому из источников. Каждый из этапов расчета критерия представляет собой определенный этап жизненного цикла ТС, которые схематично показаны на рисунке 1.

Данная методика включает в себя такие этапы, как:

Для Цитирования:
Каперзов А. О., Герасимов В. С., Буряков С. А., Оценка эффективности эксплуатации транспортных средств. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: