В настоящее время большое внимание уделяется психологической поддержке спорта высших достижений на этапах подготовки и участия в соревнованиях различного уровня, включая Олимпийские игры [5, 6, 16]. При этом остается актуальной разработка методов диагностики и коррекции различных психофизиологических состояний у спортсмена и формирование у него психологической готовности к победе на соревнованиях [1, 3, 7, 12, 15].
На сегодняшний день приемы психологической коррекции в спорте применяются для повышения качества технической подготовки, развития способности вызывать оптимальное функциональное состояние перед стартом и во время тренировок, ускорения и повышения качества процессов восстановления после интенсивных нагрузок, коррекции личностных особенностей и повышения мотивации к достижению максимальных результатов [2, 17, 18].
Именно повышение результативности профессиональной деятельности (а в спорте это победа на соревнованиях) является актуальной проблемой психологии. Одним из важных компонентов профессиональной деятельности является психологическая готовность к ее выполнению [4, 8–10, 14].
При паритете физических качеств и технической подготовки спортсменов победа будет за тем, кто лучше справится с психологическим напряжением перед стартом.
В среде отечественных психофизиологов, работающих со спортсменами, используетсяметодика альфа-стимулирующего тренинга (АСТ), направленного на повышение спортивного мастерства и личностный рост [1, 2, 11, 13]. Данный вид психологического тренинга прямо направлен на изменения (оптимизацию) электрической активности головного мозга (регистрируемы с помощью электроэнцефалограммы).
По нашему мнению, методы, основанные на аудиовизуальной стимуляции, могут активнее использоваться в спортивной психологии. Имеющиеся литературные данные свидетельствуют о том, что применение этих методов эффективно для оптимизации процесса адаптации, повышения эмоциональной устойчивости к стрессу, повышения умственной работоспособности [13, 15, 17].