По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.08

Оценка эффективности аудиовизуальной стимуляции у спортсменов по параметрам ээг

В статье представлены результаты применения метода оценки эффективности по параметрам ЭЭГ различных моделей аудиовизуальной стимуляции для разработки индивидуальной программы самокоррекции спортсменов в период активной тренировочной и соревновательной деятельности. Метод позволяет определить музыкальные произведения и видеофильмы, оказывающие наиболее выраженный релаксирующий эффект и подобрать музыкальные произведения для использования спортсменом в повседневной профессиональной деятельности.

Литература:

1. Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. – М.: Советский спорт, 2010. – 160 с.

2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: Советский спорт, 2012. – 312 с.

3. Киш А.А., Прудников И.А. Использование биоэлектрографии в медицине и психофизиологии / Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2018. – № 1. – С. 96–105.

4. Клинико-функциональная диагностика, профилактика и реабилитация профессионально обусловленных нарушений и субклинических форм заболеваний у летного состава: практическое руководство по авиационной клинической медицине / А.Н. Ажаев, Р.В. Афанасьев, К.Г. Багаудинов, Г.В. Батищева и др. / под общ. ред. проф. Р.А. Вартбаронова // Международная академия проблем человека в авиации и космонавтике. – М., 2011.

5. Котенко К.В., Корчажкина Н.Б., Разинкин С.М., Михайлова А.А., Петрова В.В., Фомкин П.А., Иванова И.И. Сравнительная оценка состояния физического и психического здоровья спортсменов и студентов, активно занимающихся спортом // Функциональная диагностика. – 2011. – № 3. – С. 98–99.

6. Мирошникова Ю.В., Разинкин С.М., Самойлов А.С., Фомкин П.А., Петрова В.В., Киш А.А. Разработка и обоснование унифицированной шкалы уровня оценки функциональных резервов членов сборных команд России // Медицина экстремальных ситуаций. – 2015. – № 4. – С. 38–44.

7. Назарян С.Е., Разинкин С.М., Петрова В.В. Оценка информативности психофизиологических и психологических методик в спорте высших достижений // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2017. – № 4. – С. 47–52.

8. Разинкин С.М., Дворников В.М. Физиология и гигиена летчика в экстремальных условиях. – М.: Научная книга, 2017. – С. 560.

9. Разинкин С.М. Диагностика резервных возможностей организма при действии факторов внешней среды на организм человека // Новые медицинские технологии. Новое медицинское оборудование. – 2010. – № 2. – С. 16–25.

10. Разинкин С.М., Гладкова С.Н., Толоконин А.О., Котенко Н.В., Панасенко С.Л., Кленков Р.Р. Методы оценки уровня психофизического здоровья человека (обзор литературы) // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2012. – № 4. – С. 44–55.

11. Разинкин С.М., Гусакова Е.В., Толоконин А.О., Альмяшева М.И., Русенко Н.И., Иноземцева Е.С., Пахомова И.В. Результаты определения информативности методов оценки функциональных резервов при проведении оздоровительной программы // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – 2007. – № 2. – С. 32–33.

12. Разинкин С.М., Киш А.А., Брагин М.А. Диагностика психологического состояния спортсменов при проведении углубленного медицинского обследования // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2018. – № 4. – С. 55–69.

13. Разинкин С.М., Толоконин А.О., Семенов Ю.Н. Компьютерные технологии в практике восстановительной медицины // Новые медицинские технологии. Новое медицинское оборудование. – 2007. – № 5. – С. 2–24.

14. Разумов А.Н., Разинкин С.М. История формирования концепции охраны здоровья здоровых и некоторые принципиальные ее аспекты // Диагностические и оздоровительные технологии восстановительной медицины: многотомный каталог-справочник. Российский научный центр восстановления медицины и курортологии Минздрава России. – М., 2003. – С. 42–46.

15. Рогалева Л.Н., Малкин В.Ф. Спорт – это психология. – М.: Спорт, 2015. – 330 с.

16. Самойлов А.С., Разинкин С.М., Королёв А.Д., Назарян С.Е. Оценка эффективности методики коррекции психоэмоционального состояния спортсменов сборной России // Медицина экстремальных ситуаций. – 2015. – № 4 (54). – С. 62–67.

17. Тиунова О.В. Психолого-педагогическое обеспечение спортивного резерва: системный подход и возможности практической реализации // Рудиковские чтения – 2015: XI Международная научно-практическая конференция по психологии спорта и физической культуры. – М., 2015. – С. 10–12.

18. Фомкин П.А., Шпаков А.В., Разинкин С.М., Петрова В.В. Банк данных психоэмоциональной коррекции состояния спортсмена // Актуальные вопросы спортивной медицины и медицинской реабилитации. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2013. – С. 178–180.

В настоящее время большое внимание уделяется психологической поддержке спорта высших достижений на этапах подготовки и участия в соревнованиях различного уровня, включая Олимпийские игры [5, 6, 16]. При этом остается актуальной разработка методов диагностики и коррекции различных психофизиологических состояний у спортсмена и формирование у него психологической готовности к победе на соревнованиях [1, 3, 7, 12, 15].

На сегодняшний день приемы психологической коррекции в спорте применяются для повышения качества технической подготовки, развития способности вызывать оптимальное функциональное состояние перед стартом и во время тренировок, ускорения и повышения качества процессов восстановления после интенсивных нагрузок, коррекции личностных особенностей и повышения мотивации к достижению максимальных результатов [2, 17, 18].

Именно повышение результативности профессиональной деятельности (а в спорте это победа на соревнованиях) является актуальной проблемой психологии. Одним из важных компонентов профессиональной деятельности является психологическая готовность к ее выполнению [4, 8–10, 14].

При паритете физических качеств и технической подготовки спортсменов победа будет за тем, кто лучше справится с психологическим напряжением перед стартом.

В среде отечественных психофизиологов, работающих со спортсменами, используетсяметодика альфа-стимулирующего тренинга (АСТ), направленного на повышение спортивного мастерства и личностный рост [1, 2, 11, 13]. Данный вид психологического тренинга прямо направлен на изменения (оптимизацию) электрической активности головного мозга (регистрируемы с помощью электроэнцефалограммы).

По нашему мнению, методы, основанные на аудиовизуальной стимуляции, могут активнее использоваться в спортивной психологии. Имеющиеся литературные данные свидетельствуют о том, что применение этих методов эффективно для оптимизации процесса адаптации, повышения эмоциональной устойчивости к стрессу, повышения умственной работоспособности [13, 15, 17].

Для Цитирования:
В. В. Петрова, П. А. Шулепов, С. Е. Назарян, Оценка эффективности аудиовизуальной стимуляции у спортсменов по параметрам ээг. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: