Гипоксическое повреждение головного мозга (ГМ) является тяжелым осложнением кардиохирургических вмешательств. Его проявления могут варьироваться и включать в себя оглушение, делирий, эпилептические приступы, кому [1, 2]. Наибольший риск гипоксического повреждения ГМ несут операции на аорте и на клапанах сердца [3]. В качестве этиологических факторов повреждения мозга наиболее часто выступают микроэмболия, гипоперфузия, кровотечение [1, 4].
Электроэнцефалография (ЭЭГ) является одним из самых распространенных методов прогнозирования неврологического исхода у пациентов с гипоксическим повреждением ГМ [5, 6]. При интерпретации данных ЭЭГ оценивается фоновая ритмика, наличие или отсутствие эпилептических приступов, статуса, а также наличие реактивности. Westhall и соавт. (2016) в целях стандартизации оценки данных ЭЭГ у пациентов в коме предложили разделение энцефалографической картины на высоко-злокачественную, злокачественную и доброкачественную (табл. 1) [7]. При этом наличие 1 высоко-злокачественного паттерна или 2 злокачественных с высокой специфичностью (98–100 %) предсказывало неблагоприятный прогноз.
ЭЭГ реактивность, в соответствии со стандартизированной терминологией Американского общества клинической нейрофизиологии (ACNS), определяется как изменение вольтажа или частоты (включая аттенуацию) ритмов в ответ на нанесение стимула [8]. Появление моргательных или мышечных артефактов не расценивается как наличие реактивности. Стимулы должны наноситься минимум 2 раза с перерывом около 30 секунд и иметь разную модальность — открывание / закрывание глаз, называние по имени, звуковая и болевая стимуляция [9]. В зависимости от этих параметров ЭЭГ может быть реактивна или ареактивна. Не существует консенсуса по поводу наилучшего метода тестирования реактивности, поэтому рекомендуется использовать все виды стимуляции [10].
По данным мировой литературы у пациентов с гипоксическим повреждением ГМ отсутствие реактивности при проведении ЭЭГ имело специфичность от 70 до 100 % в прогнозировании неблагоприятного исхода [11–14]. В крупном проспективном мультицентровом исследовании реактивности Admiraal и соавт. продемонстрировали, что в прогнозировании неблагоприятного неврологического исхода чувствительность отсутствия реактивности равнялась 73 %, а специфичность — 82 % [15]. Также авторы отмечали, что наличие ЭЭГ-реактивности, совместно с оценкой фоновой картины ЭЭГ и стволовых рефлексов, увеличивает специфичность прогнозирования благоприятного исхода от 70 до 89 %, а неблагоприятного — от 98 до 99 %.