По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.45

Оценка динамической нагруженности пассажирского локомотива при аварийном соударении с препятствием

С. Г. Шорохов канд. техн. наук, Брянский государственный технический университет (БГТУ), 241035, г. Брянск, бул. 50 лет Октября, 7;
Д. Я. Антипин канд. техн. наук, Брянский государственный технический университет (БГТУ), 241035, г. Брянск, бул. 50 лет Октября, 7, e-mail: rector@tu-bryansk.ru

Проведена оценка динамической нагруженности кузова отечественного пассажирского локомотива при аварийном соударении с препятствием. На основе разработанных твердотельных компьютерных моделей соударения выполнено имитационное моделирование аварийных ситуаций и получены графики распределения максимальных сжимающих усилий, действующих в конструкциях подвижного состава при соударениях.

Литература:

1. Кобищанов В. В. Оценка динамической нагруженности отечественных пассажирских вагонов при аварийных соударениях поездов с  препятствиями / В. В. Кобищанов, Д. Я. Антипин, С. Г. Шорохов // Технологическое обеспечение ремонта и повышение динамических качеств железнодорожного подвижного состава: материалы Третьей всероссийской научно-технической конференции с международным участием. В 3 ч. Ч. 2. – Омск: Омский гос. ун-т путей сообщения, 2015. – С. 50–56.

2. Шорохов С. Г. Анализ динамических усилий в межвагонных соединениях при аварийном соударении пассажирского поезда с препятствием / С. Г. Шорохов, Д. Я. Антипин // Инновационный транспорт – 2016: специализация железных дорог: материалы Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург: УрГУПС, 2017. – Вып. 8 (227). – С. 702–708.

3. Шорохов С. Г. Применение компьютерного моделирования для анализа аварийных соударений железнодорожного подвижного состава // Моделирование природных и  техногенных чрезвычайных ситуаций и рисков их возникновения: синтез достижений технических и социальных наук: сборник материалов научно-практической конференции. – Архангельск: КИРА, 2016. – С. 118–122. 2018.

4. Шорохов С. Г. Обоснование компьютерной модели соударения пассажирского поезда с препятствием / С. Г. Шорохов, Н. А. Редя // Приоритетные направления развития науки, техники и технологий: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Т. II. – Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016. – С. 321–324.

5. Шорохов С. Г. Применение компьютерного моделирования для оценки динамической нагруженности пассажирских вагонов при соударениях / С. Г. Шорохов, Д. Я. Антипин // Компьютерное моделирование в железнодорожном транспорте: динамика, прочность, износ: III научно-технический семинар. – Брянск: БГТУ, 2016. – С. 93–96.

6. Антипин Д. Я. Применение моделей антропометрических манекенов для оценки безопасности пассажирского подвижного состава / Д. Я. Антипин, В. В. Кобищанов, С. Г. Шорохов // Наука и образование транспорту. – 2015. – № 1. – С. 6–9.

7. Шорохов С. Г. Обоснование расчетных схем соударения пассажирских поездов с препятствиями // Будущее машиностроения России: сборник трудов Седьмой всероссийской конференции молодых ученых и специалистов. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. – С. 361–363.

8. ГОСТ 32410-2013. Крэш-системы аварийные железнодорожного подвижного состава для пассажирских перевозок. Технические требования и методы контроля.

9. Универсальный механизм. Руководство пользователя, 2006.

10. Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных). – М.: ГосНИИв – вНИИЖТ, 1996. – 319 с.

Ежегодно на железных дорогах России происходят случаи аварийных соударений пассажирских поездов с препятствиями на пути. По статистике, наиболее часто такими препятствиями являются автомобили на железнодорожном переезде, проезжающие его на запрещающее показание светофора или остановившиеся вследствие неисправности. Подобные случаи отражают до 90 % всех случаев аварийных соударений на отечественном железнодорожном транспорте.

В зависимости от характера развития аварийной ситуации железнодорожный подвижной состав получает различные повреждения – от незначительных пластических деформаций, не влияющих на общую несущую способность, до разрушения с необходимостью исключения подвижного состава из инвентарного парка. Проведенные исследования [1–7] показывают, что наибольшие динамические усилия воздействуют на локомотив, воспринимающий наибольшую часть кинетической энергии соударения.

В целях обеспечения безопасности локомотивной бригады при аварийных соударениях поездов с препятствиями ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» и ОАО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» по инициативе ОАО «Российские железных дороги» разработан и принят межгосударственный стандарт ГОСТ 32410-2013 «Крэш-системы аварийные железнодорожного подвижного состава для пассажирских перевозок. Технические требования и методы контроля» [8], регламентирующий пассивную безопасность отечественного пассажирского железнодорожного подвижного состава. Данный стандарт определяет наиболее вероятные сценарии развития аварийной ситуации при соударении подвижного состава с конструкционной скоростью не более 160 км/ч: сценарий 1 – аварийное столкновение на железнодорожном переезде с автомобилем (или другой машиной) массой 10 т со скоростью 72 км/ч (рис. 1); сценарий 2 – аварийное столкновение с грузовым вагоном массой 80 т со скоростью 36 км/ч (рис. 2).

В сценарии столкновения локомотив участвует как самостоятельная единица подвижного состава, а также в эталонном составе поезда из сцепленных локомотива и одного жесткого вагона массой 80 т с установленным автосцепным устройством по ГОСТ 3475, контуром зацепления по ГОСТ 21447, поглощающим аппаратом класса Т1 энергоемкостью 70 кДж при полном ударном сжатии 120 мм. Термин «жесткий вагон» обозначает расчетную модель вагона, рассматриваемую как абсолютно твердое тело, деформациями которого при расчетном анализе процессов аварийного столкновения пренебрегают [8].

Для Цитирования:
С. Г. Шорохов, Д. Я. Антипин, Оценка динамической нагруженности пассажирского локомотива при аварийном соударении с препятствием. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: