По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625.76 DOI:10.33920/pro-05-2402-05

Оценка дефектов автомобильной дороги межмуниципального значения с передвижением по ней лесовозного транспорта

Радыгин А.Г. Сибирский федеральный университет
Мохирев А.П. Сибирский федеральный университет, e-mail: ale-mokhirev@yandex.ru

В данной статье представлены результаты обследования одной из межмуниципальных дорог, с целью разработать проект и технологию ее ремонта. Кроме легковых автомобилей дорога активно эксплуатируется лесовозами. Это влечет за собой повышенный износ и появление дефектов. При этом значительно снижается безопасность движения по дороге с дефектами. Цель работы заключается в обследовании участка дороги для подбора конструкции, состава работ, механизмов и материалов, которые обеспечат достаточную прочность и невысокую себестоимость.

Литература:

1. Газизов А.М., Еналеева-Бандура И.М., Баранов А.Н., Бровкин С.А., Григорьев И.В. Математическая модель функционирования транспортно-технологического процесса доставки лесоматериалов в условиях стохастической неопределенности // Ремонт. Восстановление. Модернизация. — 2023. — № 7. — С. 8–16.

2. Ковалёв Р.Н., Еналеева-Бандура И.М., Баранов А.Н., Григорьев И.В., Бровкин С.А., Мартыновская С.Н. Оптимизационная модель процесса транспортировки древесного сырья в смешанном сообщении // Системы. Методы. Технологии. — 2023. — № 3 (59). — С. 84–93.

3. Ковалёв Р.Н., Еналеева-Бандура И.М., Баранов А.Н., Лозовой В.А., Григорьева О.И., Григорьев И.В. Метод оценки эффективности лесовосстановительных мероприятий с учетом параметров лесотранспортной сети // Системы. Методы. Технологии. — 2022. — № 4 (56). — С. 64–71.

4. Ковалёв Р.Н., Еналеева-Бандура И.М., Баранов А.Н., Григорьева О.И., Григорьев И.В. Математическая модель определения общей стоимости ресурсов лесных земель с учетом уровня развития лесотранспортной сети // Resources and Technology. — 2022. — Т. 19, № 4. — С. 102–117.

5. Ковалёв Р.Н., Еналеева-Бандура И.М., Баранов А.Н., Григорьева О.И., Григорьев И.В. Математическая модель определения эффективности доставки сил и средств пожаротушения с учетом уровня развития транспортной сети на территории лесного фонда // Системы. Методы. Технологии. — 2021. — № 4 (52). — С. 57–62.

6. Ковалёв Р.Н., Еналеева-Бандура И.М., Баранов А.Н., Григорьева О.И., Григорьев И.В. Математическая модель определения оптимального месторасположения лесных пожарно-химических станций с учетом уровня развития транспортных сетей на территории лесного фонда // Resources and Technology. — 2021. — Т. 18, № 4. — С. 77–92.

7. Ковалёв Р.Н., Еналеева-Бандура И.М., Баранов А.Н., Куницкая О.А., Бровкин С.А., Ревяко С.И. Методологические основы планирования лесотранспортной сети с учетом вида лесов // Системы. Методы. Технологии. — 2024. — № 1 (61). — С. 101–108.

8. Мохирев А.П., Рукомойников К.П., Мазуркин П.М. Анализ факторов, влияющих на скорость автолесовозов // Успехи современного естествознания. — 2020. — № 11. — С. 20–25.

9. Злобина Н.И., Зеликов В.А., Зорин М.В., Григорьева О.И., Гурьев А.Ю. Обоснование экономической эффективности безопасности дорожного движения на лесовозных автомобильных дорогах // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. — 2023. — № 1. — С. 44–51.

10. Злобина Н.И., Зеликов В.А., Григорьева О.И., Новгородов Д.В. Обоснование пропускной способности по критерию безопасности дорожного движения на лесовозных автомобильных дорогах // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. — 2022. — № 4. — С. 19–35.

11. Злобина Н.И., Зеликов В.А., Григорьева О.И., Гурьев А.Ю. Обзор безопасности дорожного движения на лесовозных автомобильных дорогах // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. — 2022. — № 4. — С. 4–18.

12. Злобина Н.И., Зеликов В.А., Григорьева О.И., Гурьев А.Ю. Определение пропускной способности лесовозных автомобильных дорог эмпирическим путем с учетом безопасности дорожного движения // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. — 2022. — № 5. — С. 38–65.

13. Злобина Н.И., Зеликов В.А., Григорьева О.И., Новгородов Д.В. Экспериментальное обоснование выбора скорости движения по лесовозной дороге в качестве показателя безопасности дорожного движения // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. — 2022. — № 6. — С. 27–42.

14. Мохирев А.П., Медведев С.О., Смолина О.Н. Факторы, влияющие на пропускную способность лесовозных дорог // Лесотехнический журнал. — 2019. — Т. 9, № 3 (35). — С. 103–113.

15. Тихомиров П.В., Скрыпников А.В., Козлов В. Г., Тверитнев О.Н., Григорьев И.В. Методика последовательного анализа и определения стандартов отклонений от проектных параметров лесовозных автомобильных дорог // Resources and Technology. — 2022. — Т. 19, № 3. — С. 69–82.

16. Борисов В.А., Казначеева Н.И., Акинин Д.В. Предложения по контролю ровности дорожных покрытий лесовозных магистралей // Символ науки: международный научный журнал. — 2015. — № 3. — С. 26–31.

17. ГОСТ 32965–2014. Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока.

18. Акинин Д.В., Казначеева Н.И., Борисов В.А. Определение вертикальных деформаций сжатия возникающих при повторных проходах лесовозного автотранспорта по дороге с переходным типом покрытия // Новейшие достижения в науке и образовании: отечественный и зарубежный опыт. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 2 частях (Смоленск, 31 октября 2015 г.). Часть 1. — Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2015. — С. 19–22.

19. Кручинин И.Н., Бургонутдинов А.М., Зольников И.В., Атангулов Р.И. Обеспечение безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильных дорог с покрытиями переходного типа // Техническое обеспечение служебно-боевой деятельности подразделений силовых структур государства. Сборник научных материалов / Под общей редакцией Р.В. Стрельцова. — Пермь: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2018. — С. 96–100.

20. Kozlov V.G., Skrypnikov A.V., Sushkov S.I., Kruchinin I.N., Grigorev I.V., Nikiforov A.A., Pilnik Y.N., Teppoev A.V., Lavrov M., Timokhova O.M. Enhancing quality of road pavements through adhesion improvement // Journal of the Balkan Tribological Association. — 2019. — Т. 25, № 3. — С. 678–694.

21. Жалко М.Е., Бургонутдинов А.М., Бурмистрова О.Н. Разработка методов повышения транспортноэксплуатационных показателей лесовозных автомобильных дорог, работающих в сложных природно-климатических условиях // Деревообрабатывающая промышленность. — 2022. — № 1. — С. 10–17.

22. ПНСТ 265–2018. Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование нежестких дорожных одежд.

Территория Нижнего Приангарья отличается большим объемом лесозаготовок. Только в Богучанском районе 156 действующих лесозаготовительных предприятий и еще 125 индивидуальных предпринимателей осуществляют свою деятельность в лесной сфере. Богучанский район — крупнейшая в Красноярском крае территория по объему лесозаготовок, который составляет 20 % от краевого объема. Каждый пятый работающий занят в лесной промышленности. Лес был и остается базовой отраслью экономики. На территории района реализуется ряд федеральных инвестиционных проектов, нацеленных на лесопиление.

Ключевой составляющей для любой промышленности, а в особенности лесной, является транспортная сеть, неотъемлемой частью которой являются автомобильные дороги. Общая протяженность автомобильных дорог в Богучанском районе составляет 1056,3 км, в том числе: регионального или межмуниципального значения 316,5 км, дорог местного значения 704,7 км. Большинство дорог имеют 3-ю или 4-ю категорию. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 0,7 км дорог/1000 кв. км территории. Богучанский район имеет один из минимальных показателей плотности автомобильных дорог по районам Красноярского края. Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования 2,08 %.

Одной из основных проблем развития Богучанского района является состояние автодорожной транспортной сети. С момента ее постройки до наших дней достаточно мало средств выделялось на ее ремонт и содержание, что сказалось на ее качестве и транспортно-эксплуатационных показателях. Однако за последние годы с развитием района, которое обусловлено достройкой Богучанской ГЭС, Богучанского алюминиевого завода, и развитием края и страны началось выделение все большего количества средств для ремонта и содержания транспортной инфраструктуры района. Но несмотря на это, подавляющее большинство средств идет на крупные дороги регионального значения. Тем временем состояние дорог, отходящих от региональной трассы непосредственно к населенным пунктам и имеющих межмуниципальное значение, не становится лучше. Межмуниципальные трассы изнашиваются, а средств на их ремонт, который обеспечил бы достаточно хорошие характеристики, недостаточно. Положение усугубляет большое количество лесовозного транспорта на данных дорогах.

Для Цитирования:
Радыгин А.Г., Мохирев А.П., Оценка дефектов автомобильной дороги межмуниципального значения с передвижением по ней лесовозного транспорта. Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: