Актуальность темы
Рабочие качества являются основным селекционным признаком для собак определенных пород, которые были созданы для выполнения служебных задач. При оценке признаков, характеризующих рабочие качества, важно не только выявить и определить уровень их развития у отдельных собак и у породы в целом. Оценка рабочих качеств собак служебных пород производится путем проверки животного по определенному нормативу дрессировки (спортивной или служебной) в достаточно зрелом возрасте. Ко времени этой оценки рабочие качества уже сформированы в ходе обучения собаки [3, 6, 11].
IGP – это международный тестовый норматив, служащий для выявления и тестирования качеств, необходимых пользовательской собаке для успешного ее применения [14].
В основе норматива IGP лежит немецкий национальный норматив шутцхунд (защитная собака). Этот норматив был разработан в Германии в 1899 г. Максом фон Штефаницем. Норматив представляет собой испытания, позволяющие оценить характер и обученность собак, он стал образцом для создания Международного норматива по дрессировке собак.
В наше время IGP стал спортом высших достижений. Он очень популярен во всем мире. По данному нормативу проводятся соревнования разного уровня: квалификационные, отборочные и т. д. [1, 2]. Он имеет многолетнюю историю, а на сегодняшний день IGP приобрел новые свойства и качества.
Целью норматива является выявление животных для племенного использования, идея норматива – управляемость всеми врожденными реакциями собаки [14].
Согласно требованиям правил по данному нормативу, собаки должны продемонстрировать управляемость, непринужденность на протяжении сдачи собакой всех разделов норматива.
При оценке полученных результатов необходимо учитывать определенные биологические факторы (порода, возраст, пол, высота в холке и живая масса), влияющие на качество выполнения норматива [4, 5, 7–10, 12, 13, 15, 18, 19, 22–24, 26–28].
Для определения перспективности использования собак в разведении влияние определенных биологических факторов является очень важным [16, 25].
Для оценки выявления необходимых рабочих качеств существуют различные международные нормативы, являющиеся селекционным тестом для допуска в племенное разведение: IGP, MR и др. Важно учесть и результативность выполнения требований норматива IGP по разделам.
Соревнования с применением IGP могут быть использованы как основа селекционного отбора для закрепления у служебных собак таких важнейших качеств, как отличная физическая форма, работа в команде, твердость характера, управляемость и проработка следа [17, 20, 21].
Цель работы – оценка биологических особенностей и рабочих качеств собак служебных пород по нормативу IGP.
Материал и методика исследований
Материалом для исследований послужили данные выступлений собак на чемпионате мира по IGP в 2019 г. Объектом для исследований стали собаки пород бельгийская и немецкая овчарка. Общее число собак, участвовавших в исследовании, составило 105 гол.
В процессе исследований определялась оценка влияния следующих факторов: породная, половая принадлежность, возраст, рост, живая масса, а также общая результативность и результативность по разделам IGP. Данный норматив включает в себя 3 раздела: А – следовая работа, В – послушание, С – защитный раздел.
Результаты исследований и их обсуждение
Оценивая средний возраст кобелей немецкой и бельгийской овчарки, мы можем констатировать, что возраст кобелей немецкой овчарки составил 6,1±0,30 лет против 5,4±0,16 лет у кобелей бельгийской овчарки (табл. 1). Разность составила 0,7 года и была статистически достоверна при P > 0,95. Полученные данные говорят о том, что кобели немецкой овчарки были старше и перешли возрастной рубеж в 6 лет, т. е. эти собаки могли выдерживать более длительную нагрузку на организм.
Здесь и далее: * P > 0,95; ** P > 0,99; *** P > 0,999 – достоверность разности между породами.
Коэффициент вариации составил 20,5 и 23,6 % соответственно по породам, что указывает на достаточную изменчивость у собак по возрасту у обеих пород.
В табл. 2 приведены данные по возрасту сук в разрезе рассматриваемых пород. Анализ показал, что возрастные различия у сук пород немецкая и бельгийская овчарки составили 0,9 года. Эти различия статистически недостоверны, но, тем не менее, подтверждают данные, приведенные выше.
Коэффициент вариации в группах сук был выше у обеих пород и составил 22,3 и 25,7 % соответственно по породам, что свидетельствует о более высокой вариабельности признака.
При оценке живой массы собак установлено, что кобели породы бельгийская овчарка высокодостоверно уступали кобелям породы немецкая овчарка, аналогичные результаты получены и по сукам (табл. 3).
Данные различия обусловлены рамками стандарта породы. Причем средняя живая масса кобелей бельгийской овчарки превышала верхнюю границу стандарта на 10 %. Следует отметить, что суки бельгийской овчарки превышали верхний предел стандарта по массе на 0,8 кг.
Коэффициент вариации живой массы находился в пределах от 8,3 до 9,2 % у сук и от 9,4 до 10,9 – у кобелей, что говорит о достаточном уровне изменчивости для успешного ведения селекционной работы по данному признаку.
О росте собак судили по промеру – высота в холке, который брали общепринятым методом [5]. Средний рост кобелей бельгийской и немецкой овчарок был примерно равным и находился в пределах требований стандарта (табл. 4). Средний рост сук немецкой овчарки был на 1,2 см выше по сравнению с суками бельгийской овчарки, но различия были статистически недостоверны (P < 0,95).
Коэффициент вариации у кобелей и сук изучаемых пород находился на уровне от 2,3 до 4,9 %, что говорит о меньшей изменчивости данного признака и большем однообразии у собак данных пород.
При сравнении эффективности использования кобелей разных пород (бельгийская и немецкая овчарка) по различным разделам норматива IGP-3 согласно данным (табл. 5) были выявлены следующие различия.
Кобели бельгийской овчарки показали достоверно меньший результат по разделам А (следовая работа) и В (послушание) – 77,5 и 84,8 баллов соответственно по сравнению с разделом С (защита) – 87,8 баллов. Аналогичный результат получен и у собак породы немецкая овчарка.
Наиболее достоверно низкий результат (который даже не проходит квалификацию) из всех представленных разделов был показан кобелями немецкой овчарки в 54,9 балла по разделу А (следовая работа) по сравнению с кобелями породы бельгийская овчарка (P > 0,99).
По результатам выступлений и их оценки собаки породы немецкая овчарка достоверно уступали кобелям породы бельгийская овчарка по всем разделам (P > 0,95–0,99).
Коэффициент вариации изменялся в зависимости от раздела IGP-3 и составил от 7,1 до 71,2 %, указывая на неоднородность признаков в зависимости от раздела оценки. Особенно это заметно по разделу А (следовая работа), где коэффициент изменчивости составил у кобелей породы бельгийская овчарка 31,5 %, а у кобелей породы немецкая овчарка – 71,2 %.
Сравнивая общую оценку за выполнение упражнений по различным разделам у сук, самый высокий балл по сравнению с немецкими овчарками мы отмечаем у сук бельгийской овчарки 84,6±1,49, уступавших разделу С (защита). Различия в результатах выступлений составили 3,5 балла (табл. 6).
По разделу А (следовая работа) суки бельгийских овчарок на 8,3 балла превысили результативность сук немецких овчарок. Общий балл за данный раздел у сук породы немецкая овчарка был ниже квалификации (70 баллов).
Примерно равными оказались результаты выступлений собак по разделу В (послушание) – 83,3 и 83,7 балла. Разность полученных нами результатов была статистически недостоверна.
По разделу С (защита) и по разделу В (послушание) коэффициенты вариации были менее 10 %, что говорит об однородности исследуемых нами животных при выполнении данных разделов.
Высокодостоверные различия кобелей породы бельгийская овчарка, по сравнению с кобелями немецкой овчарки, были выявлены у участников, выступавших по нормативу IGP-3 (табл. 7). Разность составила 31,8 балла (P > 0,999).
Общий средний результат выступления у сук бельгийской овчарки также был выше, но это превосходство было меньше 10,9 балла (P < 0,95). Причем результативность у собак породы бельгийская овчарка была выше у кобелей, тогда как у немецких овчарок она была выше у сук.
Коэффициенты вариации у собак породы бельгийская овчарка были примерно в 1,5–2 раза ниже, чем у немецких овчарок, и составили 11,2 % у кобелей и 11,8 % – у сук. Такая разница в изменчивости результатов общей оценки говорит о более стабильной работе собак породы бельгийская овчарка.
Как известно, более высокую однородность той или иной популяции животных обусловливает родственное разведение, применяемое в данной популяции [5]. Нами были рассчитаны коэффициенты инбридинга собак изучаемых пород (табл. 8).
По результатам исследований установлено, что бельгийские овчарки, как кобели, так и суки, имели более высокие коэффициенты инбридинга, по сравнению с собаками порода немецкая овчарка. Так, у сук коэффициент инбридинга бельгийских овчарок превышал данный показатель немецких овчарок на 2,2 абс.%, или в 4,7 раза (P > 0,99). У кобелей у бельгийских овчарок коэффициент инбридинга был выше на 0,8 абс.%, или 1,6 раза.
Очевидно, более широкое использование родственного разведения в племенной работе с овчарками бельгийской породы обусловливает их большую однотипность и высокие результаты при оценке по IGP.
Заключение
В результате проведенных исследований мы пришли к следующим выводам:
1. Возраст кобелей породы бельгийская овчарка был достоверно ниже, чем у кобелей породы немецкая овчарка (P > 0,95).
2. Выявлены статистически достоверные различия по результатам выступлений по нормативу IGP-3 между кобелями бельгийской и немецких овчарок: по разделам А (следовая работа) и В (послушание) (P > 0,99), по разделу С (защита) достоверность составила (P > 0,95).
3. Более широкое использование инбридинга в разведении овчарок бельгийской породы обусловливает их большую однотипность и высокие результаты при оценке по нормативу IGP.