Дата поступления рукописи в редакцию: 08.07.2025
Дата принятия рукописи в печать: 05.08.2025
Современные тенденции развития внешней торговли Турции складывались в условиях экономических сложностей и высокой неопределенности на внешнем и внутреннем контурах. Геополитическая напряженность и борьба с инфляцией негативно сказались на развитии всего мирового хозяйства. Протекционистские меры, вводимые зарубежными странами в период пандемии COVID-19 как временные, продолжили оказывать деструктивное воздействие на мировую торговлю. Предпринимаемые профильными турецкими ведомствами попытки нормализовать после пандемии COVID-19 такие макроэкономические показатели, как потребление, производство и инфляция, оказались недостаточно эффективными [8]. Ситуация осложняется торговыми войнами, ведущими к образованию группы стран, рискующих потерять доступ к емкому американскому рынку. Возможный переход этой группы к более агрессивной экспансионистской торговой политике на рынках, где традиционно представлена Турция, становится главным фактором риска для экономического развития страны [30]. Необходимость реагирования на глобальные вызовы и возможность расширения сотрудничества с Россией по этому вопросу повышают актуальность анализа отраслевой структуры и определения географических приоритетов во внешней торговле Турции.
По данным Всемирной торговой организации, удельный вес Турции в международной торговле товарами невелик: в прошлом году он составил 1,2 %. В 2024 г. товарный экспорт страны достиг рекордной величины — 261,9 млрд долл. США (рис. 1). Это на 44,8 % больше по сравнению с допандемийным 2019 г. и на 2,4 % — по сравнению с 2023 г. Что касается товарного импорта Турции, то в 2024 г. он составил 344,0 млрд долл. США, увечившись на 63,6 % по сравнению с 2019 г. и снизившись на 5,0 % по сравнению с 2023 г. В результате дефицит Турции в торговле товарами вырос с 29,5 млрд долл. США в 2019 г. до 82,2 млрд долл. США в 2024 г., или в 2,8 раза.