Предприятие должно функционировать как единый механизм, в котором сотрудники соблюдают установленные правила. В этой связи имеет смысл разработать соответствующие инструкции, которые позволят любому сотруднику не растеряться при общении с контролирующими лицами, что исключит совершение существенных ошибок.
Имеет смысл подробнее рассмотреть особенности складывающихся отношений при осуществлении проверок, инициатором которых является Федеральная налоговая служба (далее — ФНС) как наиболее активный в этой части орган.
Руководство должно обеспечить сотрудников необходимым алгоритмом поведения, который будет учитывать характер проводимых мероприятий, права и обязанности сотрудника, а также возможные варианты поведения.
В части ФНС можно говорить о проверке контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) и выездной налоговой проверке. Арсенал возможностей сотрудников ФНС зависит от вида проверки, под который формируются соответствующие разделы инструкции.
Необходимо отметить, что проверка кассовой дисциплины не относится к налоговой проверке (камеральной и выездной), что не позволяет применить положения НК РФ о налоговых проверках, в том числе о правах и гарантиях.
Более того, предусмотренные Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» права и гарантии также не распространяются на проверки ККТ.
Выведение проверок ККТ из-под действия НК РФ и указанного закона свидетельствует о том, что ФНС не ограничено в их частоте (хоть каждый день), продолжительности, объеме запрашиваемых документов. Кроме того, трехлетний мораторий на проверки малого бизнеса также на них не распространяется.
Инструкции по поведению при проведении проверок кассовой дисциплины и выездной налоговой проверки изложены соответственно в приложениях 1 и 2.
Торговый бизнес может столкнуться с проведением проверки со стороны Роспотребнадзора, который уполномочен обеспечивать права потребителей. Данный вид контроля является менее объемным, что обусловливает большее внимание к превентивным мероприятиям, нежели к поведению сотрудников. В этой связи в инструкции необходимо отразить наиболее важные моменты (приложение 3).