В современных условиях одним из направлений развития многих отраслей права стала трансформация предмета правового регулирования. Зачастую это связано с расширением регулируемых общественных отношений. Одной из таких отраслей, в которой наглядно отразилось подобное явление, стало трудовое право.
Согласно ст. 1 ТК РФ, в числе отношений, регулируемых трудовым законодательством, названы отношения по обязательному социальному страхованию. Данный вид общественных отношений появился в трудовом праве в результате внесения в 2006 г. изменений в ТК РФ. В целом следует отметить, что тенденция расширения как предмета трудового права, так и круга его субъектов, в полной мере соответствует принципам и нормам международного трудового права.
Однако включение в сферу правового регулирования именно отношений по обязательному социальному страхованию в случаях, определенных федеральным законом, вызвало в научных кругах неоднозначную оценку, расколов представителей науки на два лагеря. До сегодняшнего дня дискуссии и научные изыскания продолжают сохранять свою остроту и актуальность.
С чем связаны подобные изменения и какие перспективы в себе несут – попробуем разобраться.
Проблема рассмотрения предмета правового регулирования как основания классификации норм права в отраслевой принадлежности была актуализирована в России в 1930-е гг., когда возникла необходимость построения системы права в соответствии с новыми экономическими, политическими и правовыми позициями. В ходе дискуссии по поводу критериев классификации норм права по отраслям, определения количества отраслей, их наименования, разграничения, предмета регулирования было достигнуто согласие, что основным критерием разграничения отраслей права должен быть предмет правового регулирования, т.е. вид регулируемых общественных отношений [1].
Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов.