* Деятельность движения «Талибан», признанного решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 г. террористической организацией, в России запрещена.
В настоящее время во взаимоотношениях Евросоюза и «Талибана» просматривается вполне конкретная тенденция. Евросоюз пока не признает движение в политическом плане, но готов взаимодействовать с властями Афганистана на определённых условиях с учётом экономического и финансового кризиса, разразившегося в этой стране.
Эта позиция стала понятна после неформальной встречи глав министерств иностранных дел стран ЕС в Словении 3 сентября 2021 г., приуроченной к событиям в Афганистане. Главы внешнеполитических ведомств договорились не признавать «Талибан», но и не прекращать контактировать с ним на определенных условиях.
Ключевым вопросом, который обсуждали министры, было как вести себя с талибами. По словам тогдашнего министра иностранных дел Германии Хайко Мааса, в Афганистане существует новая реальность, нравится это Евросоюзу или нет. Он должен играть определенную роль, и для этого следует действовать быстро. Насколько активными будут контакты с новыми властями Афганистана, Евросоюз будет решать, наблюдая за конкретными действиями «Талибана» и нового правительства Афганистана.
С этой целью министры разработали пять критериев. Первый критерий: не станет ли Афганистан вновь прибежищем для международного терроризма и не начнется ли его экспорт в другие страны. Второй состоит в обязательном уважении прав человека, верховенства права и свободы прессы, в особенности прав женщин. Третьим условием является формирование инклюзивного правительства, желательно с участием как можно большего количества различных групп афганского общества. В-четвертых, соблюдение талибами процедур доставки и распределения гуманитарной помощи. И пятый критерий — позволение со стороны талибов иностранным гражданам и афганцам, которые желают это сделать, покидать страну.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил по итогам переговоров, что ЕС признает победу «Талибана» в Афганистане и планирует начать диалог с новой властью для предотвращения гуманитарного и миграционного кризисов. Речь, по его заявлению, идет о диалоге, а не о признании власти «Талибана».