По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 005.963.2

Откуда берет начало наставничество на производстве

Паклинская Т. Г. начальник отдела корпоративного обучения, АО «Концерн Титан-2», Египет

При обращении к статьям по истории наставничества выявляется проблема подтверждения указываемых фактов, не указывается ссылка на источник высказываемой информации, из-за чего авторы вводят своих читателей в заблуждение. Так создаются мифы о наставничестве, что в итоге приводит к поверхностным суждениям при выработке решений, касающихся развития или применения инструментов наставничества в процессе управления персоналом. В настоящей статье автор предлагает посмотреть на историю наставничества, обращаясь к изучению нормативных документов, исследовательских материалов по этнографии, толковых словарей, дающих определения слов тех эпох, о которых идет речь в повествовании, а также исторической литературы и публикаций о наставничестве в СМИ.

Литература:

1. Nayab N. A History of Mentoring: Both Formal and Informal [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.brighthub.com/office/human-resources/articles/118097/ (дата обращения: 02.06.2024).

2. Белоусов К. Ю., Яшина М. Н. Развитие семейного образования в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-semeynogo-obrazovaniya-v-rossii/viewer (дата обращения: 07.06.2024).

3. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// old.bigenc.ru/domestic_history/text/2210900 (дата обращения: 09.06.2024).

4. Витченко С. С. Дорогие наши мальчишки. — Л.: Лениздат, 1978. — 255 с.

5. Гарданов В. К. «Кормильство» в Древней Руси // Советская этнография. –1959. — №6. — С. 43– 59.

6. Глинский Б. Б. Царские дети и их наставники [Электронный ресурс] — https://www.livelib.ru/ book/888421/readpart-tsarskie-deti-i-ih-nastavniki-boris-glinskij/~3/ (дата обращения: 07.06.2024).

7. Глинский Б. Б. Царские дети и их наставники: исторические очерки для юношества Б. Б. Глинского. — 2-е изд., с портр., снимками с ист. картинами, видами и др. илл. — СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1912. — 329 с.

8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. И-О. Т. 2. — СПб.: М.: Т-во М. О. Вольф, 1905.

9. Как обучали детей в Древней Руси: когда открылись первые школы и чему там учили [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gazeta.ru/family/2022/07/18/15130178.shtml (дата обращения: 02.06.2024).

10. Келлер А. В. Artifex Petersburgensis. Ремесло Санкт-Петербурга XVIII — начала XX века (административно-законодательный и социально-экономический аспекты). — СПб.: Алетейя, 2020. — С. 229.

11. Никулина Т. Е. Номинации со значением «воспитатель», «педагог» в истории русского языка: утраты и приобретения // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2006. — №4. — С. 104–107.

12. Открытый урок «Разговор о важном» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/69245 (дата обращения: 07.06.2024).

13. Перевод древних денежных единиц в современные [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://drevlit.ru/converter_money.html (дата обращения: 10.06.2024).

14. Поправки к ТК РФ о доплатах наставникам приняты в первом чтении [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/legalnews/25413/ (дата обращения: 07.06.2024).

15. Правила об испытаниях воспитанников школ ремесленных учеников, организованных по положению, высочайше утвержденному 20 декабря 1893 года [Утв. министром нар. прос. 22 сент. 1901 г.]. — Казань, 1901. — 28 с.

16. Проект «Наставник» станет важным шагом для развития наставничества в РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/20230817/nastavnik-1890558490.html?ysclid=lx47cb0fo7462697279 (дата обращения: 07.06.2024).

17. Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 №Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

18. Российское законодательство об образовании XIX — начала XX века. Сборник документов. 1 том. — М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2017. — 831 с.

19. Свидетельство об окончании Н. К. Крупской гимназии и получении звания домашней учительницы с правом преподавать русский язык и математику [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lenin.shm.ru/2402–2/ (дата обращения: 10.06.2024).

20. Типовое положение «О подготовке и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве» от 18.10.1968.

21. Толковый словарь Даля [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://gufo.me/dict/dal/наставлять (дата обращения: 09.06.2024).

22. Толковый словарь Даля [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://gufo.me/dict/dal/ментор (дата обращения: 09.06.2024).

23. Указ ея императорскаго величества самодержицы всероссийской о предварительном испытании в науках иностранцев, желающих определяться в частные дома для обучения детей, и о взыскании штрафа с тех, которые примут к себе в дом и станут держать учителя, не имеющего должного аттестата. Из Правительствующаго Сената, объявляется во всенародное известие. — СПб.: Изд-во при Сенате, 1757. — [1] л.

24. Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 г. №401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника».

25. Указ Президента РФ от 02.03.2018 №94 «Об учреждении знака отличия "За наставничество"».

26. Устав цехов. Часть первая. — Гатчина, 1799. — 35 с.

27. Учителя и наставники Великого Петра [Электронный ресурс] https://www.prlib.ru/news/1366882 (дата обращения: 09.06.2024).

28. Фенелон Франсуа де Салиньяк де Ла Мот. Похождение Телемака, сына Улиссова Ч. — СПб.: Изд-во при Имп. акад. наук, 1747. — 304 с.

Сегодня наставничество приобрело новый виток развития на государственном уровне:

• 2019 год — Министерством просвещения РФ утверждена методология наставничества обучающихся для образовательных школ и учреждения среднего профессионального образования [17].

• 2023 год объявлен Годом педагога и наставника [23].

• 2023 год — обсуждается проект профессионального стандарта «Наставник», задумка которого «предоставить возможность организациям ввести должность наставника, а также установить единые требования, определить необходимую модель компетенций для наставников» [16].

• 2024 год — Дума принимает в первом чтении поправки к Трудовому кодексу РФ о доплатах за наставничество [14].

Изучая материалы о роли и значении наставника, заметна его неразрывная связь с воспитательной функцией и обучением. В обиходе наставниками называют тех, чей пример, чьи слова однажды сильно повлияли на человека, на его жизненные ценности, установки. Как правило, это учителя, тренеры по спорту, старшие товарищи по службе.

В книге «Царские дети и их наставники» Б. Б. Глинский отмечает, что характер, наклонности и умственный кругозор складываются под влиянием «родительского дома, классной комнаты и окружающей бытовой обстановки»: «Семена, заложенные в детскую душу, дают со временем и соответствующий плод. О качествах и недостатках этого плода в значительной мере и можно судить по его семени» [7, с. 10–11].

«Для нравственного воспитания детей» [18, с. 338] в 1834 году были учреждены звания домашних наставников, учителей и учительниц.

«У меня был тренер по борьбе самбо и дзюдо, который учил нас бороться до конца. До конца. Чрезвычайно важная вещь вообще для любого человека, ну а для будущего мужчины, для мальчика особенно. <…> Это же воспитание, это и есть наставничество», — рассказывает В. В. Путин [12].

Автор статьи «Номинации со значением «воспитатель», «педагог» в истории русского языка: утраты и приобретения» Т. Е. Никулина предлагает «внимательнее присмотреться к группе слов с общим значением «лицо, которое воспитывает, обучает чему-либо» [11], обратившись к словарям разного временного периода. Это также дает возможность посмотреть на исторические вехи наставничества с древнейших времен, не останавливаясь в своих познаниях только на мифологическом герое Древней Греции Менторе, который получил свою популярность в значении «руководитель, учитель, наставник, воспитатель, неотступный надзиратель чей-либо» [22] только в XVIII веке благодаря книге Франсуа Фенелона «Похождения Телемака» [28]. «Уроки, которые он [Фенелон] излагал в книге, были направлены на то, чтобы помочь ученику стать миролюбивым и мудрым монархом» [1].

Для Цитирования:
Паклинская Т. Г., Откуда берет начало наставничество на производстве. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала